Сводка статистических данных
Статистическая сводка является следующим после статистического наблюдения этапом статистической работы. Её задача заключается в том, чтобы привести собранную информацию и материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей изучаемой совокупности.
Статистическая сводка — комплекс последовательных операций по первичной обработке данных с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Это научно-организованная обработка материалов наблюдения, включающая подсчет групповых и общих итогов, систематизацию, группировку данных и составление таблиц.
Виды сводки
Различают простую и сложную сводку:
- При простой сводке производится подсчет общих итогов по изучаемой совокупности.
- При сложной сводке производится группировка единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности, и представление результатов группировки в виде статистических таблиц.
Сводка называется децентрализованной если единое руководство работой осуществляется из центра, а непосредственная работа проводится на местах (обычно используется при обработке статистической отчетности).
Если же сбор и обработка данных проводится в одном месте, то сводка называется централизованной. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований.
Проведению статистической сводки и группировки предшествует разработка программы статистического наблюдения, состоящая из нескольких этапов: выбор группировочного признака, разработка системы статистических показателей.
Статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану.
Сводка состоит из следующих этапов:- Выбор группировочного признака;
- Определение порядка формирования групп;
- Разработка системы статистических показателей для характеристики отдельных групп и совокупности в целом;
- Разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.
Понятие и виды группировки
Чаще всего простые итоговые сводки не удовлетворяют исследователя, так как они дают слишком общие представления об изучаемом явлении. Поэтому статистический материал подвергается группировке.
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку. Например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода.
Группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.
Третий этап статистического исследования состоит в том, что с помощью обобщающих обобщающих статистических показателей: относительных и средних величин, показателей вариации и динамики, экономических индексов, а также с помощью табличного и графического методов осуществляется анализ полученных данных.
Группировка статистических данных
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.
Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.
Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности труда используется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих.
Как будет показано в статьях данного сайта, наибольшее распространение в экономическом анализе имеет группировка по факторам, связанным:
- с трудовыми ресурсами, т.е. с живым трудом;
- со средствами труда, т.е. с основными производственными фондами;
- с предметами труда, т.е. с материальными ресурсами.
Эти три группы факторов оказывают влияние на объем продукции, выпускаемой данной организацией.
Виды группировок
Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.
В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа — группировки могут производится по одному или нескольким признакам:
- Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
- Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.
В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:
- Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы. (группировка предприятий по формам собственности)
- Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку. (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.
- Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли)
В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.
Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.
Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель.
Принципы построения группировок
1. Выбор группировочного признака
В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.
2. Определение числа групп:
Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака
Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:
\(n = 1 + 3.322 lgN = log_2N + 1\)
- \(n\) — число групп
- \(N\) — число единиц совокупности
\(N\) | 15-24 | 25-44 | 45-89 | 90-179 | 180-359 | 360-719 |
\(n\) | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Выбор интервала группировки:
Интервал группировки — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных пределах. Нижняя граница интервала — это значение наименьшего признака в интервале. Верхняя граница — это наибольшее значение в интервале.
Величина интервала — это разница между верхней и нижней границами.
Интервалы группировок могут быть равными и неравными.
Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.
\(i = (X_{max} — X_{min}) / n\)
- \(i\) — величина интервала
- \(X_{max}\) - максимальное значение признака в совокупности
- \(X_{min}\) — минимальное значение признака в совокупности
- \(n\) — число групп
- Если интервал имеет один знак ДО запятой, то полученное значение округляется до десятых (0,88 = 0,9; 8,715 = 8,7)
- Если величина интервала имеет два знака ДО запятой, то полученное значение округляется до целых (11,11 = 11; 29,98 = 30)
- Если интервал трех, четырех и более значимое число, то интервал принимают кратным 50 или 100
Интервалы бывают открытые и закрытые. Закрытым считается интервал, в котором есть и нижняя и верхняя границы, в противном случае интервал считается открытым. При решении задач неизвестную границу открытого интервала определяют по величине смежного с ним интервала.
Классификация
От группировок следует отличать классификацию. Классификация является основой группировок.
Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется качественный признак.
Пример. Распределение предприятий по региона по величине розничного товарооборота в текущем году.
Если заранее не задано число групп \(n\), то для определения количества групп можно использовать формулу Стерджесса:
\(n=1+3.322*lgN\)
где \(N\) — чило единиц совокупности.
Величину интервала определяют по следующей формуле:
Результаты представим в табличной форме.
Вторичная группировка
На практике иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые могут быть несопоставимы из-за неодинаковых границ интервалов или различного количества выделяемых групп. Для приведения таких группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки.
Вторичная группировка заключается в образовании новых групп на основе ранее произведенной группировки.
Во вторичной группировке применяются два способа образования новых групп:
- Первый способ состоит в укреплении первоначальных интервалов. Это наиболее простой и распространенный способ вторичной группировки.
- Второй способ называется методом долевой перегруппировки и состоит в том, что за каждой группой закрепляется определенная доля единиц совокупности.
Пример. Имеется группировка сотрудников двух управлений одного из банков по размеру месячной заработной платы.
№ группы |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Численность сотрудни ков, чел. |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Численность сотрудников, чел. |
|
1 |
до 10 |
5 |
до 15 |
2 |
2 |
10-30 |
20 |
15-20 |
5 |
3 |
30-50 |
60 |
20-30 |
10 |
4 |
50-100 |
180 |
30-40 |
35 |
5 |
100-150 |
40 |
40-50 |
100 |
6 |
150 и более |
15 |
50-100 |
120 |
7 |
100-200 |
78 |
||
Итого |
320 |
350 |
Данные группировки сотрудников являются несопоставимыми, так как в приведенных группировках различные интервалы группировки и неодинаковое количество образованных групп.
Произведем вторичную группировку способом укрупнения интервалов:
№ группы |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Численность сотрудников |
Численность сотрудников |
||||
Чел. |
В % к итогу |
Чел. |
В % к итогу |
||
1 |
до 30 |
25 |
7,81 |
17 |
4,85 |
2 |
30-50 |
60 |
18,75 |
135 |
38,57 |
3 |
50-100 |
180 |
56,25 |
120 |
34,29 |
4 |
100-150 |
55 |
17,19 |
78 |
22,29 |
Итого |
320 |
100,00 |
350 |
100,00 |
При вторичной группировки способом долевой перегруппировки устанавливаем новые интервалы распределения работников по размеру месячной заработной платы, при этом за каждым интервалом закрепляем определенную долю единиц совокупности:
№ группы |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Численность сотрудников |
Численность сотрудников |
||||
Чел. |
В % к итогу |
Чел. |
В % к итогу |
||
1 |
до 20 |
15 |
4,69 |
7 |
2,00 |
2 |
20-40 |
40 |
12,5 |
45 |
12,86 |
3 |
40-50 |
30 |
9,37 |
100 |
28,57 |
4 |
50-100 |
180 |
56,25 |
120 |
34,29 |
5 |
100-150 |
40 |
12,50 |
39 |
11,14 |
6 |
150 и более |
15 |
4,69 |
39 |
11,14 |
Итого |
320 |
100,00 |
350 |
100,00 |
- Предмет статистики
- Основные методы и задачи статистики. Методология статистики
- Статистическое исследование
- Сводка и группировка
- Абсолютные и относительные величины
- Средние величины
- Графическое изображение статистических данных. Виды графиков и их основные элементы
- Статистические таблицы Простая, групповая и комбинационная таблицы в статистике
- Диаграммы и их виды. Линейные, радиальные и круговые диаграммы
- Экономические индексы и индексный метод. Общие и индивидуальные индексы в статистике
- Показатели вариации. Дисперсия простая и взвешенная