Потенциал рынка

Grandars Мировая и национальные экономики Основы национальной экономики

Потенциал рынка — это прогнозная оценка максимальных производственных и потребительских возможностей рынка:

  • Производственный потенциал характеризует возможность произвести и представить на рынок определенный объем товаров и услуг.
  • Потребительский потенциал — это возможность рынка поглотить (купить) определенное количество товаров и услуг.

Производственный потенциал прежде всего интересует покупателей, а потребительский потенциал — продавцов.

Можно говорить о потенциале рынка на макро- и микроуровне.

Микропотенциал фирмы (производственный и торгово-сбытовой) — это ее производственные или торговые мощности, предельно возможный объем производства, сбыта или товарооборота. Потребительский микропотенциал фирмы определяется потребительскими возможностями того сегмента рынка, на котором работает фирма.

Производственный потенциал рынка

Схема расчета производственного потенциала на какой-то период времени может быть представлена следующим образом:

  • \(Q\) — производственный потенциал рынка, т.е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода времени;
  • \(N_i\) — предприятия, производящие данный товар;
  • \(W_i\) — мощность предприятия (предприятий);
  • \(D_i\) — степень загрузки производственных площадей;
  • \(R_i\) — степень обеспеченности ресурсами;
  • Эр — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
  • \(B\) — внутреннее производственное потребление (по нормативам);
  • \(C\) — часть продукции, которую производят конкуренты;
  • \(n\) — число производственных предприятий.

Для конкретной фирмы данную модель можно заменить на более простую:

  • \(q_i\) — объем продукции, запланированный на i-м предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов:

Потребительский потенциал рынка

Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка.

Емкость рынка — это количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Как правило, емкость рынка определяется в разрезе конкретных товаров и услуг.

Емкость рынка может быть выражена формулой:

  • \(E\) — емкость рынка;
  • \(S_i\) — численность \(i\)-й группы потребителей;
  • \(k\) — уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде или норматив потребления (физиологический или технологический);
  • Эx — коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;
  • \(P\) — объем нормального страхового резерва товаров;
  • \(H\) — насыщенность рынка;
  • Иф — физический износ товаров;
  • Им — моральный износ товаров;
  • \(A\) — альтернативные формы удовлетворения потребностей (домашнее хозяйство, "черный" рынок, товары-заменители);
  • \(C\) — доля конкурентов.

Насыщенность рынка — это степень обеспеченности потребителей товарами. Для товаров длительного пользования используется формула

  • Нк — наличие товаров на конец периода;
  • Нн — наличие на начало периода;
  • П — покупка за период;
  • В — выбытие за период (исходя из средней продолжительности службы товара).
Grandars Мировая и национальные экономики Основы национальной экономики
0.040 сек.