Обеспечение национальной и экономической безопасности
Grandars Безопасность жизнедеятельности Основы Безопасности жизнедеятельностиСистема обеспечения национальной безопасности
Система обеспечения национальной безопасности — это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
Другими словами — это система субъектов обеспечения национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти, различные негосударственные субъекты (органы местного самоуправления, частные охранные службы, отдельные граждане и общественные организации и т.д.), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности.
Понятие «система обеспечения национальной безопасности» (СОНБ) включает в себя два основных аспекта: наличие соответствующих структур и определенного процесса приня тия и реализации решений по этим вопросам. СОНБ есть механизм, позволяющий преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства. Под механизмом обеспечения национальной безопасности понимается единство организационно оформленных государством специальных органов, которые решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.
Отсюда система обеспечения национальной безопасности включает в себя две взаимодействующие подсистемы: государственную СОНБ и общественную СОНБ.
Государственная СОНБ — совокупность госорганов:
- защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;
- обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.
Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:
- предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений.
- отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества:
- формирование общественного мнения и воздействие на него:
- привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.
Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:
- выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению;
- поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности:
- управление силами и средствами обеспечения безопасности;
- осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций.
Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности1. Силы обеспечения безопасности — это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касается средств, то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д. Основным критерием деления сил и средств обеспечения безопасности выступает их место в механизме обеспечения безопасности, а конкретно — объект обеспечения безопасности. Так, политика обеспечения военной безопасности или военная политика реализуется военной организацией государства.
В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности:
- обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства);
- обеспечение государственной безопасности — противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами);
- обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации).
Военная организация включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию также входит часть экономических субъектов и научного комплекса страны (так называемый оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс). Для выполнения отдельных задач военной безопасности привлекаются специальные службы России.
Спецслужбы — особый вид государственных органов, основными задачами которых являются конспиративная защита государства как формы организации политической власти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил. средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством.
Правоохранительные органы — государственные органы, основным назначением которых является охрана норм права (в основном уголовного и административного) от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом.
Другими словами, если правоохранительные органы обеспечивают главным образом безопасность личности и общества, то основное назначение спецслужб — безопасность государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую связана с ограничением прав и свобод граждан. Подобное ограничение согласно Конституции возможно только на основании судебного решения. В то же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих этих органов.
Система обеспечения национальной безопасности ведет свою деятельность в определенном режиме. Содержание этого режима, его направленность зависят от конкретных обстоятельств, в которых государство и его органы ведут свою деятельность. Выделяют нормальный режим, режим деятельности государства в кризисных ситуациях и исключительный режим.
Нормальный режим — это режим деятельности системы обеспечения национальной безопасности в стандартных повседневных ситуациях. когда основные характеристики состояния национальной безопасности страны находятся в приемлемых рамках.
Режим деятельности государства в кризисных ситуациях связан с изменением нормальных условий деятельности системы обеспечения национальной безопасности, обострением и осложнением обстановки, при котором необходимо подключение дополнительных защитных мер в ограниченные сроки. Эти меры призваны устранить возникшую угрозу конституционному строю, суверенитет)' и территориальной целостности государства или значительного ухудшения его функционирования и не допустить дальнейшее ухудшение ситуации. Данные меры могут вводиться по уровням, в зависимости от уровня опасности и развития кризисной ситуации. В случае выхода кризисной ситуации из-под контроля требуется введение чрезвычайных мер, исключительного режима.
Исключительный режим связан с возникновением исключительных условий. Это чрезвычайные обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, а также внешняя агрессия. В Конституции Российской Федерации предусмотрены два вида таких исключительных режимов: военное положение и чрезвычайное положение.
В результате основные взаимодействующие элементы национальной безопасности: государство, общество и граждане, защищая свои национальные интересы, создают систему обеспечения национальной безопасности. Эта система направлена на то, чтобы снизить риски для деятельности и функционирования тех или иных защищаемых объектов. В качестве последних могут выступать и суверенитет, и территория, и культура; здесь все зависит от национальных интересов. которые и определяют главные объекты защиты.
Можно предположить, что идеальная система обеспечения национальной безопасности может гарантировать для государства полную защит)'. Однако в реальности она имеет свои уязвимые места. Именно наличие этих «уязвимостей» и порождает риски в достижении целей национальной безопасности. Но и субъекты угроз — другие враждебные государства, негосударственные субъекты и даже международные организации, — формируя угрозы, используют уязвимости системы обеспечения национальной безопасности, повышая риски для объектов защиты. Государство располагает определенными сведениями как об угрозах, так и об уязвимостях своей системы обеспечения безопасности и поэтому старается совершенствовать эту систему.
Таким образом, национальная безопасность — это система взаимодействующих элементов — государства и граждан, создающих систему обеспечения безопасности для противодействия угрозам, которые повышают риски при достижении национальных целей, препятствуя таким образом удовлетворению национальных интересов.
Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
Национальная экономическая безопасность представляет собой направлением деятельности государства, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики. Для практической реализации оно опирается на определенные методы и механизмы, которые осуществляются государственными и региональными институтами.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной экономической безопасности. Сюда входят:
Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность, имея для этого особые полномочия, в том числе определяет действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы по обеспечению национальной безопасности, определяет основные направления обеспечения национальной безопасности;
Cистема разведки и контрразведки, имеющая большое значение для национальной безопасности, так как она обладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации. Она функционирует в соответствующем правовом поле, на основании соблюдения Конституции, федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Ее составляют конкретные органы, которые используют весь спектр методов для обеспечения национальной безопасности;
Федеральное Собрание Российской Федерации. В рамках своих конституционных прав и обязанностей оно формирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;
Правительство Российской Федерации. Руководствуясь Конституцией РФ, указаниями и рекомендациями Президента РФ, оно осуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета, необходимые для поддержания функционального состояния системы обеспечения национальной безопасности;
Совет безопасности Российской Федерации. В его прямые обязанности входит выделение угроз национальной безопасности, их источников и направлений ликвидации. Периодически готовит Президенту РФ проекты решений по ликвидации существующих угроз, общие положения по обеспечению национальной безопасности, предлагает направления изменений Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Он также координирует деятельность сил и органов по обеспечению национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
Федеральные органы исполнительной власти. В их обязанности входит обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности. По предметам своей деятельности они также разрабатывают нормативно-правовые акты и представляют их на рассмотрение Президенту РФ и Правительству РФ;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В процессе своей деятельности взаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Органы местного самоуправления. Совместно с органами государственной власти субъекты РФ проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сформированная система институтов по обеспечению национальной безопасности построена в соответствии с существующей вертикалью власти и позволяет реализовать основные принципы эффективного управления. Соответственно общее руководство ею осуществляет Президент РФ, а непосредственную работу на низовом уровне, с гражданами проводят органы местного самоуправления. Принятая в 1997 г. Концепция Национальной безопасности придавала большое значение Совету Безопасности Российской Федерации, но его функционирование не было обеспечено соответствующей правовой, финансовой и организационной базой. Ряд нормативно-правовых актов, принятых в начале 2007 г., устраняет этот пробел и делает Совет безопасности Российской Федерации активным центром в обеспечении национальной безопасности. Конец 2006 — начало 2007 гг. ознаменованы взятым государственным аппаратом курсом на повышение роли и эффективности основных институтов по обеспечению национальной безопасности. В целом, это должно способствовать повышению политической и экономической роли России в мировом хозяйстве, но на сегодня в этом направлении сделаны только первые шаги, и ждать ощутимых результатов можно будет только в 2008-2009 гг.