Лоббизм

Понятие лоббизма

Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма.

Слово «лобби» (англ. lobby — кулуары) первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания.

В условиях представительной демократии качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками. Для получения ее необходимы время и деньги. Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса, однако влияние на своего депутата связано с затратами — придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по телефону. А в случае, если он не внемлет просьбам, — писать гневные статьи в газеты, привлекать внимание радио или телевидения самыми различными способами вплоть до организации демонстраций и митингов протеста.

Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от такого влияния с предельными затратами (издержками). Как правило, предельные затраты значительно превышают предельные выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимально.

Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных изделий, угля или нефти). Изменение условий производства (регулирование цен, строительство новых предприятий, объем государственных закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них — вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом (lobbying).

Виды лоббизма

Типология лоббизма многообразна. Например, в зависимости от того, какой ветвью власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование; в зависимости от интереса субъекта лоббирования можно выделить политическую, экономическую, правовую разновидности лоббизма и др.

По формам и методам воздействия лоббистов на государственные структуры выделяют прямое, косвенное и внутреннее лоббирование. Прямое лоббирование предполагает непосредственное воздействие группы давления на государственные органы с целью добиться принятия «нужного» решения. Косвенное лоббированне «действует» опосредованно, например организует кампанию (митинг, манифестацию, обсуждение проблемы в средствах массовой информации и др.), формирует общественное мнение с целью оказания давления на соответствующие органы. В зависимости от используемых технологий и существующего законодательства различают лоббирование открытое (легальное) и закрытое (нелегальное).

Различают следующие виды лоббизма:

  • По методам: легальный и нелегальный.
  • По целям: экономический, социальный и социокультурный.
  • По объектам: парламентский, правительственный и президентский.
  • По сферам: отраслевой и региональный.
  • По отношению к политической системе: внешний(давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп — депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент — «вписаны» в политические институты).

Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в парламентских комитетах и комиссиях по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте. Главными лоббистами являются депутаты и служащие парламента, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Заинтересованная группа ожидает от депутата эффективного представительства своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период выборов.

Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент. Кроме того, правительственный лоббизм — это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов.

К внешним лоббистам относятся многочисленные лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям с общественностью, различные консультативные бюро, ассоциации бизнеса и т. и. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с органами государственной власти, знающие все тонкости механизмов принятия решений и имеющие возможности влияния на принятие этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих клиентов — от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний. Внутренний лоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые интересы внутри государственных органов власти (см. парламентский и правительственный лоббизм).

В зависимости от типа политической системы различают две основные разновидности лоббизма: плюралистический и корпоративистский.

Плюралистический лоббизм наиболее характерен для стран с устоявшейся демократической политической системой (например, США, Германия), в которых существует большое количество различных групп интересов, в свободной конкурентной борьбе отстаивающих свои интересы, оказывая давление на власть. Плюралистический лоббизм может выполнять следующие важные общественно-политические функции: 1) играть роль посредника между гражданами и государством; 2) сопоставлять различные интересы и определять приоритеты; 3) привлекать к участию в принятии и реализации политических решений те группы граждан, которые не имеют другой возможности. Плюралистический лоббизм в условиях демократического общества является одной из форм представительства общественных интересов в государственных структурах власти.

Корпоративное лоббирование наиболее характерно для авторитарной политической системы. Здесь уже отсутствует свободный рынок интересов и плюрализм мнений. «Нужные» решения «пробиваются» через своих представителей во властных структурах путем подкупа и шантажа чиновников и депутатов и другими незаконными способами.

Методы лоббизма

Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:

  • выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
  • разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов;
  • личные встречи, контакты, переговоры;
  • использование методов public relations для формирования общественного мнения;
  • организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);
  • подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;
  • организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;
  • финансирование избирательных кампаний;
  • прямой подкуп должностных лиц.

Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопроект.