В 1972 г., после ряда кризисов, был создан Комитет двадцати по реформе международной валютной системы. Позднее он был реорганизован во Временный комитет Совета управляющих МВФ. Его задачей была разработка новых принципов международной валютной системы, которая отвечала бы потребностям стран в конце XX в. В январе 1978 г. Временный комитет собрался на Ямайке. На этом заседании были сформулированы основные принципы новой системы, которые были закреплены в 1978 г. в виде поправок к статьям Устава МВФ:

  • Страны могут использовать любую систему валютного курса по своему выбору — фиксированный курс или плавающий, установленный в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений.
  • МВФ получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашений об их установлении, за развитием между народной валютной системы в целом.
  • Отменена официальная цена золота. Оно перестало играть роль официального средства платежа между членами Фонда. МВФ и страны-члены продают официальные золотые резервы на золотых аукционах.
  • Как дополнительный резервный актив эмитируются Специальные права заимствования (СДР), решение о создании которых было принято еще в 1970 г.

Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих курсов, регулируемая как на двусторонней основе — через соглашения между странами, так и на многосторонней — через механизмы МВФ.

Режим валютного курса страны могут выбирать самостоятельно. Однако МВФ сохранил три основных принципа валютной политики:

  • запрет на манипуляции валютным курсом или ват ют ной системой в целях уклонения от регулирования;
  • обязательное проведение валютных интервенций (индивидуальных или коллективных) в случае дестабилизации финансового рынка;
  • необходимость учета в национальной политике интересов стран-партнеров, особенно тех, чьи валюты используются во время интервенций.

Достоинства системы плавающих курсов следующие:

  • плавающий курс определяется рынком без вмешательства государства. В либеральной рыночной экономике рынок лучше, чем в случае распределения кем-либо ограниченных валютных ресурсов;
  • невозможность извлечения прибыли за счет макроэкономических ошибок денежных властей (как при директивном установлении курса), если финансовые рынки высокоэффективны, а валютный курс находится в свободном плавании;
  • отсутствие проблемы асимметричного положения резервной валюты, так как всс страны вынуждены регулировать свой платежный баланс. Проблема асимметричности отсутствует, когда в качестве резервного актива выступает нейтральный товар или несколько относительно равноправных активов. Никто не имеет возможности эмитировать золото, серебро, даже нефть без всяких ограничений;
  • свободное балансирование на рыночных условиях спроса и предложения национальной валюты по отношению к иностранной. Не существует ни обязательств денежных властей, ни какой- либо необходимости для вмешательства центрального банка на рынке. Следовательно, на внутренние денежные агрегаты не воздействуют внешние потоки капиталов, а национальная (внутренняя) денежно-кредитная политика может проводиться независимо от целей внешней стабильности и без учета денежно-кредитной политики других стран.

Основные недостатки системы плавающих курсов следующие:

  • на практике финансовые рынки не обладают высокой эффективностью. Теория рациональных ожиданий не подтверждается практикой. Следовательно, всегда существует риск долгосрочного отклонения валютного курса от своего фундаментального макроэкономического значения;
  • неопределенность изменения валютного курса в перспективе создает трудности в планировании и ценообразовании для участников рынка. Это ограничивает развитие мировой торговли и инвестиций. Страхование (хеджирование) валютных рисков с помощью производных финансовых инструментов (дериватов) увеличивает издержки;
  • сохраняется возможность проведения спекуляций на изменениях валютного курса, что негативно влияет на внутреннее и внешнее равновесие. Нарушение равновесия на внутреннем денежном рынке в условиях плавающих курсов имеет более тяжелые последствия, чем в условиях фиксированного курса;
  • власти могут злоупотреблять свободой действий при проведении денежно-кредитной политики (например, проводить про- инфляционную политику). Это означает падение дисциплины при проведении осмысленной денежно-кредитной политики.