Экономика Франции


Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Государственный бюджет характеризуется хроническим дефицитом.

Так, в 2008 г. поступления составили 1,439 трлн долл., а расходы — 1,525 трлн долл.

Государственный долг — 67% ВВП (2008 г.).

Отраслевая структура экономики

Структура ВВП в 2006 г.:

  • сельское хозяйство — 2,3;
  • промышленность — 14,5;
  • строительство — 6,2;
  • услуги — 77,0.

Как видно из таблицы, структура экономики Франции отражает ее постиндустриальный характер: для нее характерен очень высокий уровень ВВП надушу населения и большая доля сферы услуг в обшем объеме ВВП (77,0%). Доля сельского хозяйства в структуре ВВП минимальна, но сельское хозяйство Франции обладает высокой эффективностью и диверсифицированной структурой.

Добывающая промышленность переживает структурный кризис. Почти прекращена добыча угля, железной руды, бокситов. Характерная особенность Франции — рост атомных электростанций. По доле АЭС в обшем производстве электроэнергии Франция находится на первом месте в мире.

Обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. Первое место принадлежит автомобильной промышленности (см. ниже крупнейшие французские монополии). Также весьма развита электротехническая отрасль (первое место в мире по производству электрокабеля, развито производство оборудования для атомных станций). Большое значение имеет авиационно-космическое производство.

Развита химическая промышленность, косметика, фармацевтика. Расходы на НИОК.Р во Франции в целом ниже, чем в США и Японии, что обусловило технологическое отставание от этих стран.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Франции

В 2005-2009 гг. крупные компании продолжили завоевывать значимые позиции в экономике Франции. Французские государственные компании представлены только в энергетическом, транспортном, почтовом и телекоммуникационном секторах. В 2006 г. только девять из наиболее крупных для экономики Франции промышленных компаний и компаний сферы услуг принадлежали государственному сектору: EDF (компания — поставщик электрооборудования) была на четвертом месте с прибылью более чем 51 млрд евро, обойдя France Telecom — одного из ведущих мировых операторов в области телекоммуникаций (пятое место). Total (нефтегазовая компания) все еще занимает лидирующее место с товарооборотом 143 млрд евро, за которым следует Carrefour — сеть гипсрмаркстов (74 млрд евро) (см. табл.).

50 крупнейших французских компаний в 2006 г.

Малый и средний бизнес во Франции развит лучше, чем в Германии. Он обеспечивает 6,9 млн (49%) рабочих мест. В промышленной и транспортной сферах МСП обеспечивают около трети рабочих мест, в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также в строительном секторе — 77% рабочих мест, в торговле — 57%, в агропроме — 48%, в секторе услуг — 47%'.

Крупнейший во Франции банк BNP Paribas — один из ведущих в Европе и мире, занимает второе место во Франции и шестое в мире по размеру активов (1,23 трлн долл. на 2006 г.). По рыночной капитализации и размеру прибыли занимает первое место в еврозо- не. Создан в 2000 г. путем слияния банков Banque Nationale de Paris (BNP) и Paribas. Сегодня вместе с Societe Generale и Credit Lyonnais составляет «большую тройку» французского банковского рынка.

В 2006 г. BNP Paribas поглотил итальянский банк BNL. Банк ведет бизнес в 87 странах, включая Россию. BNP Paribas ведет активные операции в области инвестиций, управления активами, а также на розничном рынке. Обшее число занятых — 138 тыс. человек (2007 г.). Чистая прибыль в 2006 г. составила 7,3 млрд евро.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы Франции

Основным признаком экономической модели Франции является интенсивное государственное вмешательство в экономику (дирижизм). На протяжении длительного периода государство владело предприятиями практически во всех отраслях экономики, а доля частного сектора была незначительна. Государство осуществляло административное регулирование экономики и выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Важным моментом являлась поддержка «национальных чемпионов» (французских ТНК) путем предоставления субсидий и льгот. Также государство осуществляло административный контроль над ценами. Последующее реформирование экономики, в частности ослабление государственного регулирования, смягчило черты существующей экономической модели.

Исторически сложившиеся сильные позиции государства в экономике и преобладание малого бизнеса стали предпосылками еще одной особенности французской экономики — отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров (американские, японские, немецкие и английские компании составляют большинство крупнейших ТНК мира).

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

30.6

Средства производства

24.4

Машины и оборудование

15.2

Потребительские товары

13.4

Продукты и напитки, прошедшие обработку

8.4

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

29,3

Средства производства

20,6

Потребительские товары

15.6

Энергия

14,8

Машины и оборудование

13,9