Под инновациями подразумевается результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

В современном менеджменте разработана классификация инноваций, применяющихся в хозяйственной деятельности организаций:

  • базисные (первичные, или радикальные) — нововведения, формирующие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков;
  • улучшающие — инновации, возникающие в процессе доведения новых товаров и технологии, их максимального приспособления к требованиям рынка покупателей;
  • псевдоинновации, реализуемые в форме мини-изменений (напоминают совершенствование, модификации).

Цель и задачи

Цель управления инновациями состоит в обеспечении долговременного функционирования предприятий на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Выделяют следующие основные задачи управления инновациями:

  • осуществление стратегического моделирования инновационной деятельности путем разработки иерархической системы моделей, включающей прогноз, концепцию, программу, план;
  • формирование тематических направлений инновационной деятельности, ориентированных на учет рыночных факторов и характер инновационного потенциала предприятия;
  • построение организационной структуры и структуры управления инновационной деятельности в организации;
  • планирование процессов производства и реализации инновационной продукции;
  • подбор и расстановка кадров;
  • формирование организационной культуры инновационного типа и мотивации творческой инициативы и интеллектуального труда;
  • организация и проведение масштабных исследований рынка;
  • использование механизмов рыночного взаимодействия и организации кооперации с другими представителями инновационной сферы.

Основные, или предметные, функции управления инновациями — наиболее общие для всех видов инноваций; характеризуют основные стадии процесса управления инновациями и позволяют выделить предметные области сферы управления на всех уровнях управления.

Обеспечивающие функции управления инновациями охватывают управленческие процессы и инструменты, необходимые для выполнения основных функций.

Механизм управления инновациями

Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов:

  • прогнозирование инноваций;
  • планирование инноваций;
  • анализ ситуации;
  • идентификация потребности в инновации;
  • определение критериев выбора альтернатив инноваций;
  • разработка альтернатив;
  • установление наилучшей из них;
  • разработка и согласование управленческого решения;
  • управление реализацией;
  • контроль и оценка результатов.

Рис. 1. Механизм управления инновациями