Нужда
Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.
Нужды можно разделить на:
Физические — пища, одежда, безопасность
Социальные — нужда в общении и привязанности
Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении
Потребность
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.
Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.
Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.
Запросы
Запросы — потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
Компании, серьезно относящиеся к маркетингу, затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят маркетинговые исследования, чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые маркетинговые исследования. Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.
Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.
Потребности человека и экономические блага
Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.
Благо — это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает целям и устремлениям людей.
Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, продукты), отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводтсвенной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей.
Блага подразделяются на безграничные и ограниченные (экономические).
Неэкономические блага (безграничные) предоставляются природой без приложения усилий человека. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могу удовлетворить.
Экономические блага подразделяются на:- Потребительские блага — непосредственно удовлетворяющие потребности людей (еда, жилье)
- Средства производства — блага производственного характера (станки, оборудование, полезные ископаемые)
Различают блага: взаимозаменяемые (обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга. напр:маргарин и масло) и взаимодополняющие (удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом напр: автомобиль и бензин).
Большинство экономических благ создается в процессе производства.
Производство — это процесс создания экономического блага.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей.
Потребности можно разделить на экономические и неэкономические, сезонные и несезонные.
Классификация человеческих потребностей
В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел. Так, например, потребность в удалении зуба ограничивается количеством зубов, а потребность в завтраке — нашим аппетитом, однако потребности в медицинских услугах и в продуктах питания в целом безграничны.
В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей. Так, известный английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), автор одного из первых учебников по экономической теории "Принципы экономической теории", учитель другого не менее известного английского экономиста Кейнса делил потребности на:
- Первичные (потребность в еде) и Вторичные (чтение)
- Абсолютные (потребность в одежде) и Относительные (машины для производства одежды)
- Высшие (духовное развитие) и Низшие (физиологические)
- Положительные и Отрицательные (наркотики)
- Неотложные и могущие быть отложенными
- Общие и Особенные (сложившиеся под влиянием традиций)
- Обычные и обусловленные чрезвычайными обстоятельствами
- Индивидуальные и коллективные
- Частные и Государственные (потребность в обороне)
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу:
Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов.