Миссия и цели организации
Grandars.ru » Экономика фирмы » Менеджмент »
« вернуться Менеджмент

Миссия и цели организации

Менеджмент организации. Функции менеджмента
Модели менеджмента: японская и американская
Менеджер в организации. Требования к менеджеру
Организация и предприятие. Понятие, классификация и виды организаций

Миссия организации

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

Миссия предназначение

В ряду различных миссий организаций и предприятий особо выделяют миссию-предназначение.

Миссия-предназначение — это «стратегическое видение», включающее взгляды высших менеджеров на функционирование и перспективы развития организации в ее долгосрочной перспективе; характеристики организации: вид деятельности; характеристику товаров или услуг; характеристику основных потребителей продукции; особенность товара (услуги); отличающую его от продукции конкурентов; общественную пользу.

Содержание данного вида миссии должно ответить на вопросы «Кто мы?», «Чего мы хотим?» и «Как мы это делаем?».

Кто мы?

  • социальная организация, в которой сотрудники могут свободно проявлять и развивать свои способности;
  • производитель продукции для рынка;
  • конкурент другим производителям, ставящий своей целью удерживать, расширять и развивать собственный рынок;
  • социальный институт, учитывающий интересы всего общества;
  • часть рыночного хозяйства;
  • создатель экологически чистых продуктов и способов производства.

Чего мы хотим?

  • предоставлять услуги (перевозки, ремонт и др.) с максимально возможной надежностью, регулярностью и пунктуальностью;
  • работать с учетом последних достижений науки и техники;
  • стремимся встать в один ряд с лучшими компаниями, основываясь на нашей компетенции, технической точности и постоянной готовности к обслуживанию;
  • гарантировать социальную защиту сотрудников;
  • быть надежными, порядочными партнерами.

Часто миссией называют философию и девиз организации.

Миссия организации представляет собой выраженное словесно основное значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде.

Миссия-политика передает четкое представление о целях развития и функционирования организации.

Миссия-ориентация характеризует развернутое представление о системе ценностей, которым следуют руководство и персонал организации.

Миссия-философия описывает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам организации воспринимать события внешней и внутренней среды. Она помогает управленцам и персоналу провести оценку перспектив и возможностей своей работы в организации.

Цели организации

Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

  1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
  2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
  3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
  4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
  5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
  6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.