Миссия организации
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).
Миссия предназначение
В ряду различных миссий организаций и предприятий особо выделяют миссию-предназначение.
Миссия-предназначение — это «стратегическое видение», включающее взгляды высших менеджеров на функционирование и перспективы развития организации в ее долгосрочной перспективе; характеристики организации: вид деятельности; характеристику товаров или услуг; характеристику основных потребителей продукции; особенность товара (услуги); отличающую его от продукции конкурентов; общественную пользу.
Содержание данного вида миссии должно ответить на вопросы «Кто мы?», «Чего мы хотим?» и «Как мы это делаем?».
Кто мы?
- социальная организация, в которой сотрудники могут свободно проявлять и развивать свои способности;
- производитель продукции для рынка;
- конкурент другим производителям, ставящий своей целью удерживать, расширять и развивать собственный рынок;
- социальный институт, учитывающий интересы всего общества;
- часть рыночного хозяйства;
- создатель экологически чистых продуктов и способов производства.
Чего мы хотим?
- предоставлять услуги (перевозки, ремонт и др.) с максимально возможной надежностью, регулярностью и пунктуальностью;
- работать с учетом последних достижений науки и техники;
- стремимся встать в один ряд с лучшими компаниями, основываясь на нашей компетенции, технической точности и постоянной готовности к обслуживанию;
- гарантировать социальную защиту сотрудников;
- быть надежными, порядочными партнерами.
Часто миссией называют философию и девиз организации.
Миссия организации представляет собой выраженное словесно основное значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде.
Миссия-политика передает четкое представление о целях развития и функционирования организации.
Миссия-ориентация характеризует развернутое представление о системе ценностей, которым следуют руководство и персонал организации.
Миссия-философия описывает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам организации воспринимать события внешней и внутренней среды. Она помогает управленцам и персоналу провести оценку перспектив и возможностей своей работы в организации.
Цели организации
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).
Можно выделить шесть типов целей:
- Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
- Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
- Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
- Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
- Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
- Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.
- Менеджмент
- История менеджмента
- Принятие управленческих решений
- Организационная структура управления предприятием
- Власть и лидерство в менеджменте
- Стили руководства: авторитарный и демократический
- Делегирование полномочий