Grandars.ru » Маркетинг » Основы маркетинга »

Метод дельфи

Сущность Дельфи-метода

Исходная предпосылка метода — если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации на рынке, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надежности.

На первом этапе формируется представительная группа экспертов, перед которыми выдвигается комплекс задач (древо целей) и предлагается выставить свои оценки (в баллах) каждому элементу (фактору), влияющему на решение поставленных задач.

Затем мнения экспертов обобщаются с помощью формулы:

  • — оценка относительной важности (в баллах), выставленная -м экспертом -му элементу;
  • — коэффициент компетентности -го эксперта, учитывающий степень знакомства с обсуждаемым вопросом (Кз) и аргументированность ответа (Ка):

  • — номера экспертов;
  • — число экспертов;
  • — номера изучаемых элементов;
  • — число элементов древа целей.

Среднее значение ответа варьирует между 1 и 100 баллами. Чем больше , тем важнее элемент. Надежность результата определяется с помощью дисперсии экспертных оценок. Чем меньше дисперсия (разбросанность оценок), тем согласованнее ответы и надежнее результат.

Опрос экспертов является анонимным; каждый эксперт не знает, кто еще привлечен к этой работе, и не ознакомлен с ответами других экспертов.

Если разбросанность мнений слишком велика, то экспертов знакомят с противоположными точками зрения и их обоснованием. Затем каждому эксперту предлагается изменить свою оценку. И вся процедура повторяется заново до тех пор, пока оценки не сблизятся настолько, что их средняя может считаться надежной.

Показатель степени надежности эксперта исчисляется по формуле:

  • — общее число оценок, произведенных данным экспертом;
  • — число правильных оценок.