Консьюмеризм — это движение конечных потребителей в защиту своих прав. Возник в середине 60-х гг. на смену понятия "суверенитет потребителя". Консьюмеризм является продуктом экономической эволюции, переходом от экономики производителей к экономике потребителей.
Наиболее характерные проявления:
- издание специализированных журналов, газет и других печатных средств;
- создание и функционирование общественных организаций по защите прав потребителей;
- организация специальных консультаций для оказания помощи потребителям;
- создание системы для проведения независимых экспертиз товаров и услуг;
- разработка и принятие законодательных актов по защите прав потребителей.
В России принят и действует закон "О защите прав потребителей" и созданы организации по защите прав потребителей.
В 1985 г. Генеральной ассамблеей ООН приняты "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".
Основные права потребителей:
- право на безопасность, защита против товаров и услуг, опасных для нужд и здоровья;
- право быть информированным, предоставление информации необходимо для правильного выбора товара;
- право выбора — предоставление достаточного разнообразия товаров, при наличии конкуренции и ограничении монополизма;
- право быть услышанным — гарантия тому, что интересы потребителей получат поддержку со стороны предприятия и правительства;
- право на возмещение ущерба — ответственность перед потребителями за введение в заблуждение, продажу некачественных товаров и неудовлетворительность услуг;
- право на потребительское образование;
- право на здоровую окружающую среду.