Выпуск ценных бумаг в обращение


Размещение в обращение наиболее важных видов ценных бумаг, прежде всего таких, как акции и облигации, осуществляется путем их эмиссии.

Эмиссия — это установленная законом совокупность процедур, обеспечивающих размещение ценных бумаг между инвесторами.

Эмиссия ценных бумаг — это способ привлечь новые деньги для дальнейшего развития бизнеса, к которому прибегают частные компании и государственные структуры.Эмиссия предполагает выпуск акций или облигаций для их дальнейшего обращения на бирже. Впоследствии инвесторы купят эти активы и таким образом принесут эмитенту требуемые средства.

Цель эмиссии

Эмиссия имеет своей целью привлечение эмитентом дополнительных финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного капитала (в случае выпуска акций).

Виды эмиссии

С точки зрения очередности эмиссию принято делить на первичную и вторичную.

Первичная эмиссия имеет место либо когда коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги, либо когда выпуск какой-то ценной бумаги этой организацией происходит впервые.

Последующая эмиссия — это повторное размещение тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации.

По способу размещения эмиссия может осуществляться путем распределения, подписки и конвертации.

Распределение ценных бумаг — это их размещение среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций. Распределение акций имеет место либо при учреждении акционерного общества, либо при их размещении среди его акционеров (бонусная эмиссия).

Подписка - это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). Подписка может осуществляться в двух формах: путем закрытой или открытой подписки.

  • Закрытая подписка - это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов.
  • Открытая подписка - это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки.

Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой на заранее установленных условиях.

Этапы эмиссии ценных бумаг:

  1. Решение о выпуске — на этом этапе компания решает, будет ли это новый выпуск бумаг, или так называемое первичное размещение (IPO), либо это будет дополнительный выпуск бумаг, которые уже обращаются на бирже, — так называемое вторичное или дополнительное размещение (SPO).
  2. Создание проспекта эмиссии — компания создает специальный документ, в котором прописаны условия размещения новых ценных бумаг и важная информация об эмитенте.
  3. Юридическое согласование эмиссии — на этом этапе компания регистрирует и согласовывает выпуск новых ценных бумаг с биржей и Центральным банком России. Компания может провести этот этап сама, а может воспользоваться услугами андеррайтера — специальной компании-посредника.
  4. Размещение ценных бумаг — оно может быть открытым, то есть среди всех инвесторов, или закрытым — например, его могут проводить только внутри менеджмента компании.
  5. Отчет об итогах размещения — через 30 дней после размещения эмитент должен отчитаться о том, как прошло размещение новых ценных бумаг. Он сообщает, сколько бумаг и по какой цене выкупили на бирже, сколько осталось, сколько денег за размещение удалось получить.

Проспект эмиссии

Проспект эмиссии — это официальный документ, в котором прописаны параметры нового выпуска ценных бумаг и информация об эмитенте, выпускающем их.

Обычно компания размещает проспект эмиссии ценных бумаг на своем официальном сайте.

В этом документе указывают:

  • краткие сведения об эмитенте и его ценных бумагах, если он выпускал их ранее;
  • уставную информацию об акционерном обществе, его структуре, держателях акций, важных событиях в компании и ее финансовых показателях за последние 5 лет;
  • экономические прогнозы по будущей прибыли и возможные факторы риска для потенциальных инвесторов;
  • правила размещения ценных бумаг: кто может участвовать в размещении, в какой форме оно будет проводиться и тому подобное.

У одной компании может быть несколько выпусков ценных бумаг, чаще всего это касается облигаций. Если дела у компании идут хорошо, она может привлечь дополнительные деньги через размещение новых выпусков с более долгим сроком погашения или новой ставкой купона.

Например, компания выпустила миллион облигаций сроком на 3 года с купоном 8%. Через год компания решила взять в долг еще денег, но ситуация в экономике улучшилась и брать под 8% стало слишком дорого, поэтому новый выпуск облигаций она предлагает уже с купоном в 6%.