В настоящее время в России реальностью является трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис. 1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 г. и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. До 2000 г. действовал ранее принятый закон, регулирующий бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Первый уровень — федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняются федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 г. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населения, соответственно утверждался его бюджет.
Рис. 1. Бюджетная система России
Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.
Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды, к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). В настоящее время в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны.
На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства (повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.п.). Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется менее 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.