Рынок государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг — совокупность отношений, возникающих при эмиссии и обращении государственных ценных бумаг, создании и осуществлении деятельности его профессиональных участников.

Согласно определению, товар, обращающийся на данном рынке, — государственные и муниципальные ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Рынок ценных бумаг соотносится со следующими видами рынков: денежным, финансовым и рынком капиталов. Традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

Рынок государственных ценных бумаг разделяется на первичный и вторичный. Соответственно государственные ценные бумаги в зависимости от их обращаемости на рынке могут быть рыночными и нерыночными.

Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, другими словами, продажа ценных бумаг эмитентом или его представителем первичному инвестору.

Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных и как минимум один раз приобретенных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг является биржевым, т.е. торговля ценными бумагами организуется на фондовой бирже. Фондовая биржа — специальное учреждение, обеспечивающее условия проведения торгов ценными бумагами, которые осуществляют профессиональные участники на основе установленных правил.

Цель рынка государственных ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы в распоряжении органов власти и обеспечить возможность их социально и экономически значимого перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с государственными и муниципальными ценными бумагами.

Задачи

Задачи рынка государственных ценных бумаг:

  • мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач;
  • формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
  • развитие вторичного рынка;
  • трансформация отношений собственности;
  • совершенствование рыночного механизма и системы управления;
  • обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;
  • уменьшение инвестиционного риска;
  • формирование портфельных стратегий;
  • развитие ценообразования;
  • прогнозирование перспективных направлений развития.

Функции

Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

Финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. Выпуск государственных ценных бумаг — один из главных внутренних источников покрытия дефицита бюджета, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. В то же время у этого способа решения бюджетных проблем есть существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению темпов экономического роста. Кроме того, размещение займов приводит к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов;

Финансирование инвестиционных проектов. Обычно к выпуску ценных бумаг под реализацию конкретных социально-экономических проектов прибегают муниципальные власти. Наиболее популярны целевые эмиссии под строительство жилья, поскольку для рядовых инвесторов перспективы вложения средств в данном направлении представляются более надежными и привлекательными по сравнению с финансированием какого-либо социально значимого объекта;

Регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная функция обычно реализуется государственными банками. Покупка государственным банком государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа сокращает денежные агрегаты. В России изменение денежной массы в обращении в результате покупки-продажи государственных бумаг Центральным банком России имеет характер дополнительного эффекта к фискальным функциям;

Поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Для успешной реализации данной функции необходимо, чтобы существовал емкий и в достаточной мереликвидный рынок, на котором инвесторы могли бы с прибылью держать часть активов и иметь возможность легко переводить средства в другие секторы финансового рынка. В России эта весьма важная функция реализуется Центральным банком России через рынок федеральных облигаций;

Некоторые другие, вспомогательные функции. Например, государственные ценные бумаги сыграли важную роль в российской приватизации.

Государственное регулирование

С точки зрения выполнения субъектами функций регулирования рынка ценных бумаг, различают государственное, общественное и саморегулирование.

Государственное регулирование рынка осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.

Саморегулирование — регулирование со стороны профессиональных участников рынка. Процесс этот развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным организациям профессиональных участников. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.

Общественное регулирование — регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников — эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка — и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.