Финансовый контроль — регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.
К объектам финансового контроля относятся денежные отношения и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них.
Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Задачи
Основные задачи, стоящие перед финансовым контролем:
- обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;
- содействие сбалансированности потребности в финансовых ресурсах и размеров формируемых денежных фондов государства и хозяйствующих субъектов;
- обеспечение соблюдения действующего законодательства, своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов предприятий;
- обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- проведение профилактической работы по укреплению финансовой дисциплины.
Принципы
На основе многолетнего опыта мировое сообщество выработало принципы финансового контроля, которые зафиксированы в Лимской декларации 1977 г. ИНТОСАИ (Международной ассоциации высших органов финансового контроля): независимость; объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность.
Принцип независимости финансового контроля означает, что контролирующий орган должен обладать:
- финансовой независимостью;
- полномочиями его руководителей на более длительный срок по сравнению со сроками полномочий органов власти и управления (прежде всего, парламентской власти).
Принцип объективности и компетентности предполагает:
- неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства;
- высокопрофессиональный уровень работы контролеров на основе установленных стандартов проведения различных видов контроля.
Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.
Принцип разграничения финансовых полномочии между различными органами финансового контроля заключается в отсутствии дублирования в деятельности этих органов. Положениями об органах финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, определен перечень полномочий государственных финансовых органов, в том числе и по проведению финансового контроля. Например, ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, Федеральная налоговая служба контролирует соблюдение налогового законодательства.
Системность контроля обеспечивается единством правовой базы, установлением периодичности проведения контрольных мероприятий.