Облигации федерального займа

Облигации федеральных займов: понятие и доходность

Среднесрочные бумаги — необходимый инструмент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 г.

Основной вид среднесрочных бумаг в России — облигации федерального займа (ОФЗ). Особенности ОФЗ заключаются в применении безбумажной (электронной) технологии, плавающем купонном доходе, среднесрочном периоде обращения и именном характере бумаги.

Облигация федерального займа (ОФЗ) — государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.

Эмитент ОФЗ — Министерство финансов Российской Федерации от имени Российской Федерации. Эмиссия ОФЗ осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Общий объем эмиссии ОФЗ определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределахлимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Учет облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, второй — в депозитарии. В глобальном сертификате указывают: объем выпуска, размер купонного дохода либо порядок его расчета, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода и ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами. Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком России утверждает условия отдельных выпусков ОФЗ.

ОФЗ размещаются путем проведения аукциона и торговых сессий. Центральный банк России выступает генеральным агентом по обслуживанию выпусков ОФЗ и регламентирует по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вопросы размещения и обращения ОФЗ, в т.ч. осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций за счет средств эмитента. Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через Центральный банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Доходность облигации федеральных займов

Эффективная доходность к погашению облигаций федерального займа определяется из следующего уравнения (вычисление доходности осуществляется приближенными численными методами) |21|:

где:

  • Р — цена в процентах от номинала;
  • А — накопленный купонный доход на момент покупки выпуска;
  • ti — срок до выплаты i-го купона;
  • Ci — размер i-го купона в процентах от номинала;
  • N - номинал выпуска;
  • Т — срок до погашения облигации;
  • у - эффективная годовая доходность ОФЗ к погашению, выраженная в долях единицы.

Размещение ОФЗ и заключение всех сделок по ним осуществляется черезорганизации, уполномоченные Центральным банком России на осуществление депозитарной и дилерской деятельности с ОФЗ. С 1 апреля 1998 г. функции депозитария по ОФЗ выполняет Национальный депозитарный центр.

Размещение облигаций и заключение всех сделок с ОФЗ на вторичном рынке осуществляется через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи. Информация об очередном выпуске ОФЗ объявляется не позднее чем за 7 дней до даты его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20% количества предполагавшихся к выпуску ОФЗ. Центральный банк России по указанию Министерства финансов Российской Федерации может дополнительно продавать ОФЗ, не проданные в период размещения отдельного выпуска, и досрочно выкупать ОФЗ на вторичном рынке (в течение торговой сессии).

О динамике обращения облигаций федеральных займов по отдельным выпускам можно судить по рис. 1. В 1995 г. был осуществлен первый выпуск облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ- ПК). Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по первому купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам — не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Максимальный срок обращения выпущенных в 1995-1998 гг. ОФЗ-ПК — 3 года, купонный период — 3 и 6 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 тыс. руб.

Объем ОФЗ-ПК в обращении увеличился с 8 млрд руб. (деноминированных) на 1 января 1996 г. до 47,6 млрд руб. на 1 января 1998 г.

Доля их в общей сумме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляла в этот период от 11 до 14%.

Новый выпуск ОФЗ-ПК обращался в период 2000-2003 гг. в объеме более 24,1 млрд руб., что составляло 4-5% в структуре внутреннего долга. Окончательно ОФЗ-ПК были погашены в 2006 г.

Рис. 1. Структура выпусков ОФЗ в 1995-2011 гг.

В 1996 г. Министерство финансов Российской Федерации приступило к выпуску облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Величина купонного дохода, объявляемая при выпуске ОФЗ-ПД, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам). Срок обращения ОФЗ-ПД — от 2 до 15 лет, купонный период — 3, 6 и 12 месяцев. С 1 января 1998 г. номинальная стоимость ОФЗ-ПД составляет 1 тыс. руб. ОФЗ-ПД сразу заняли значимое место на развивающемся рынке государственных ценных бумаг. На 1 января 1998 г. общий объем размещенных ОФЗ-ПД по номинальной стоимости составлял уже 115,8 млрд руб., или 26% от общего объема, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга, на 1 января 2000 г. — 402,2 млрд руб. (76%). В период с 2000 по 2004 г. произошло сокращение объема ОФЗ-ПД до 43,3 млрд руб. (6%). Но начиная с 2005 г. и по настоящее время Министерство финансов Российской Федерации продолжает наращивать эмиссию этого вида облигаций, и по состоянию на 1 января 2011 г. на рынке обращались ОФЗ-ПД на общую сумму 1823,7 млрд руб., что составляло более 51% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

Третий вид — облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) — размещался Министерством финансов Российской Федерации с 1998 г. На 1 января 1999 г. общий объем ОФЗ-ФК в обращении составлял 112,56 млрд руб. Удельный вес в составе внутреннего долга составлял около 23%, что делало этот вид облигаций вторым по значимости на рынке после ОФЗ-ПД. Выпуск ОФЗ-ФК наращивался до 2002 г., и по состоянию на 1 января 2003 г. в обращении находилось ОФЗ-ФК на сумму 207,1 млрд руб., что составляло 32% от всей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга.

Начиная с 2003 г. объем находящихся в обращении ОФК-ФК ежегодно сокращается, уступая место в структуре дол га более долгосрочным видам облигаций федерального займа. С 2004 г. он сократился в шесть раз и по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 33,8 млрд руб., или около 2,5% в структуре внутреннего долга. В 2009 г. ОФЗ-ФК были окончательно погашены.

В 2002 г. впервые были размещены долгосрочные инструменты — облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроками обращения более пяти лет, на сумму по номиналу 42,3 млрд руб. (6,5%), что позволило удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет в 2003-2005 гг.

В настоящее время ОФЗ-АД — наиболее значимый долгосрочный инструмент государственной внутренней задолженности. За весь период (начиная с 2002 г.) объем этого вида ОФЗ в обращении увеличился более чем в 25 раз, достигнув к 1 января 2011 г. 1079,58 млрд руб., что составляет более 30% от общего объема государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.

В целом можно отметить, что облигации федерального займа продолжают оставаться основным внутренним источником привлечения средств в федеральный бюджет на возвратной основе (см. Приложения А и Б). Доля ОФЗ в общей сумме доходов федерального бюджета от размещения государственных ценных бумаг за период с 2001 по 2006 г. увеличилась с 25 до 100%, или с 14 млрд до 185 млрд руб. В 2007 г. доходы от размещения ОФЗ составили 245 млрд руб., но удельный вес уменьшился до 83%; в 2011 г. — 1046,3 млрд руб. (81%). Эти структурные изменения объясняются появлением в обращении с 2006 г. нового вида нерыночных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций, ориентированных на сбережение и капитализацию целевых пенсионных накоплений.

Таким образом, постепенно меняется сама идеология государственных внутренних заимствований. Помимо решения фискальных задач, долговые инструменты применяются теперь и для социально- экономического регулирования.