В экономической теории К. Маркса деньги рассматриваются как товар особого рода. Золото потому стало выполнять функции денег, считал К. Маркс, что оно сохраняло свою товарную природу. Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, используется в промышленности и т.д. Стоимость золота, по мнению К. Маркса, заключается в том, что на его добычу затрачено большое количество общественно необходимого труда. В качестве денег золото приобретает свойства товара особого рода, т.е. обладает особой потребительной стоимостью и особой формой стоимости. Особая потребительная стоимость денег выражается в свойстве быть всеобщим эквивалентом. Это означает, что:
- потребительная стоимость денег становится всеобщей непосредственной формой проявления стоимости всех других товаров;
- заключенный в деньгах конкретный труд приобретает свойство быть всеобщей формой выражения абстрактного человеческого труда;
- частный труд, затраченный на производство денег, выступает как труд в непосредственно общественной форме.
В отличие от всех других товаров деньги являются непосредственным воплощением стоимости, непосредственно общественной формой существования абстрактного человеческого труда. Золото в качестве денег имеет особую форму стоимости. Это означает, что оно является товаром по преимуществу, приобретает форму непосредственно всеобщей обмениваемости на все другие товары, обладает непосредственно общественной формой стоимости.
Деньги — это отделившаяся от самих товаров и получившая самостоятельное бытие меновая стоимость. Развитие товарного обращения вызывает к жизни новые функции денег, способствует появлению их новых форм. Возникающие в процессе обращения товаров функции денег (мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа и мировые деньги) составляют своеобразные ступени в формировании стоимости как самостоятельного бытия.
К. Маркс писал, что в качестве денег необязательно должно фигурировать золото. Функции денег могут выполнять и знаки стоимости, однако лишь в той мере, в какой они представляют отсутствующее в сфере обращения золото. Поэтому он определял деньги как диалектическое, внутренне противоречивое единство реального товара (золота) и его противоположности — знака стоимости.