Государственный и муниципальный долг

Государственный долг

Государственный долг — это долг государственной власти разного уровня управления перед другими секторами народного хозяйства.

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний. Критерием такого разделения может быть вид заемщика, валюта займа, рынок размещения и в ряде случаев вид заемщика (резидент или нерезидент).

В соответствии с БК РФ:

внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте;

внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный долг также классифицируют на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств на определенную дату.

Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Долг субъекта РФ

Государственный долг субъекта РФ — совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации и субъекта РФ могут существовать в следующих видах:

  • государственные ценные бумаги;
  • бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  • государственные гарантии;
  • иные долговые обязательства.

Долговые обязательства Российской Федерации и субъектов РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) и погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим муниципальную казну, и исполняются за счет средств местного бюджета.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств:

  • по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
  • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Муниципальный долг позволяет органам местного самоуправления проводить гибкую финансовую политику в зависимости от конъюнктуры финансовых рынков, реализовывать ипотечные программы жилищного строительства, финансировать кассовые разрывы бюджета.