Бюджетное выравнивание осуществляется в рамках бюджетного регулирования и представляет собой выравнивание бюджетной обеспеченности региональных и местных бюджетов с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бюджетных услуг гарантированного государством объема и качества вне зависимости от территории проживания.

Бюджетное регулирование — выравнивание финансовых возможностей территорий.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Вертикальное

Цель: Обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций.

Задачи: выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг; выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в национальных налогах, при распределении налогового потенциала страны.

Горизонтальное

Цель: обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам

Задачи: выравнивание уровня потребления государственных услуг по территориям; выравнивание стоимости государственных услуг для каждого уровня власти.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Инструментами бюджетного выравнивания являются

  • нормативные отчисления от регулирующих доходов;
  • дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
  • субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
  • субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  • бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
  • взаимные расчеты — межбюджетные перечисления, связанные с изменением бюджетного и налогового законодательства;
  • отрицательные трансферты — субвенции из нижестоящего бюджета с высокой бюджетной обеспеченностью в вышестоящий бюджет с целью перераспределения данных средств в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для экономически слабых территорий.

Сбалансированность бюджетной системы РФ

Вертикальная сбалансированность — процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней.

Основным способом вертикального выравнивания бюджетной системы является законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению предметов ведения и полномочий, а также бюджетной ответственности между уровнями власти, что может рассматриваться как исходный пункт создания системы межбюджетных отношений, соответствующих бюджетному федерализму.

Критерием вертикальной сбалансированности является вертикальный разрыв — разница между доходными источниками и расходными обязательствами без учета финансовой помощи (межбюджетных трансфертов), называемый, как и индекс Хантера.

К инструментам вертикального бюджетного выравнивания относятся закрепление налогов за определенным уровнем бюджетной системы; распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы по единым нормативам; субвенции из вышестоящего бюджета на исполнение отдельных расходных обязательств.

Горизонтальная сбалансированность бюджетов (выравнивание) — корректирование (устранение) диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах путем перераспределения доходов между органами власти одного бюджетного уровня (выравнивание налогового потенциала).

Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Критерии (показатели) горизонтальной сбалансированности:
  • горизонтальный разрыв первого порядка — оценивает несбалансированность бюджетной системы после распределения финансовой помощи вышестоящими бюджетами;
  • горизонтальный разрыв второго порядка — оценивает итоговую несбалансированность бюджетной системы, то есть степень достаточности всех доходных источников и совокупных расходных

Основным показателем, используемым при горизонтальном бюджетном выравнивании территорий, является уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (МО).

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (МО) до распределения дотаций определяется по формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 N 745)

  • БОi — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;
  • ИНПi — индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;
  • ИБРi — индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

Индекс налогового потенциала — относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (МО), определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации (МО).

Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (МО) и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации (МО) в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов — относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (МО) по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (МО) и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации (МО) в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Указанные показатели используются в практике межбюджетных отношений для определения объема дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов (муниципальных образований). Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (МО) с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.

В 2011 г. получателями дотаций будут 69 регионов, минимальный уровень бюджетной обеспеченности 63% от среднего по России или 21,3 тыс. рублей на человека. При этом, предоставление дотаций позволит сократить разницу в бюджетной обеспеченности между 10 наименее и наиболее обеспеченными регионами с 5,8 раз до 2,4 раз в 2011 году.

0.042 сек.