Сущность предпринимательских рисков

Grandars Экономика фирмы Финансовый менеджмент

Под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность, и направленную на получение прибыли. Таким образом, законодательно установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с риском.

В предпринимательской деятельности под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Можно сказать, что риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

В понятии«риск» можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

  • возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
  • вероятность достижения желаемого результата;
  • отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
  • возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

При рассмотрении проблем предпринимательского риска следует обратить внимание на соотношение понятий «риск» и «неопределенность». Эти понятия следует разграничивать, так как риск характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных событий достаточно вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность же характеризует ситуацию, когда вероятность наступления таких событий заранее оценить невозможно.

Типичный пример ситуации неопределенности — форс-мажорные обстоятельства, т.е. препятствия непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Именно поэтому потери вследствие форс-мажорных обстоятельств не принимаются к страхованию. В качестве ситуаций рынка можно рассматривать такие ситуации неопределенности, наступление которых весьма вероятно и может быть оценено.

В рыночной экономике существуют три основные группы причин возникновения ситуации неопределенности: незнание, случайность, противодействие (рис. 1).

Рис. 1. Основные группы причин возникновения ситуаций неопределенности

Незнание — это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде.

Случайность определяется тем, что будущие события очень сложно предвидеть, так как в некоторых случаях те или иные события даже в сходных условиях происходят неодинаково. Выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию или услуг}', неожиданный срыв сбыта продукции, невыполнение поставщиками своих обязательств, отклонение предприятий от энергоносителей — все это относится к случайностям, но эти случайности повторяются, принимая форму закономерностей.

Противодействие — это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы, например конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.

Основная задача предпринимателя — «предугадать» возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействовать их проявлению.

Неопределенность хозяйственной среды является объективной причиной возникновения предпринимательского риска, однако существует и субъективная причина: очень многие предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не знают элементарных правил. Действительно, ведь именно предприниматель оценивает ситуацию, формирует множество возможных исходов и представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества вариантов. Результат данных действий зависит от уровня знаний и умений предпринимателя, его прошлого опыта, а также от его склонности к принятию рисковых решений.

Следует отметить, что склонность предпринимателей к риску с позиции обыденного сознания обычно завышается: самые удачливые предприниматели рискуют умеренно, «скрывая» за смелым решением трезвый учет своих возможностей и умение использовать личностные параметры потенциальных партнеров (потребителей и поставщиков). Кроме того, существуют различные виды риска: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоциональным благополучием, но разумно и обдуманно.

0.058 сек.