Сущность предпринимательского риска
Под предпринимательским (коммерческим) риском понимается коммерческий риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Иными словами, предпринимательский риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Предпринимательский риск обусловлен неопределенностью условий деятельности организации, невозможностью полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих не результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность порождает ситуацию, когда предполагается несколько возможных результатов, но имеющихся данных недостаточно для точного определения, какое именно событие произойдет.
Можно выделить три основные причины, вызывающие неопределенность:
- неполнота знаний;
- случайность;
- противодействие.
1. Неполнота знании очевидна. Невозможно знать точно абсолютно все, многие явления и процессы остаются неизвестными, не вся информация является доступной. Следовательно, все решения коммерсант принимает в условиях недостаточности информации.
2. Невозможно предугадать заранее, как будет развиваться ситуация, т.е. имеет место случайность. Например, невозможно заранее точно знать, какое количество покупателей придет в торговое предприятие за покупками, какие товары им будут необходимы, как поведут себя конкуренты, что будет с курсом рубля, не говоря уже о возможных стихийных бедствиях и т.д. Спланировать каждый случай невозможно, а если неизвестно, к чему может привести случайность, возникает риск.
3. Противодействие проявляется в сознательной деятельности конкурентов, стремящихся нарушить планы предпринимателя, в несоблюдении обязательств партнерами предприятия. Источником противодействия также могут быть различные конфликты (с поставщиками, покупателями, сотрудниками и др.).
В предпринимательской деятельности потери от риска могут быть:
- материальные (здания, сооружения, сырье, материалы);
- трудовые (потери рабочего времени, уход квалифицированных работников);
- финансовые (непредусмотренные штрафы);
- временные;
- специальные (причинение вреда здоровью людей, окружающей среде, престижу).
Основные факторы, влияющие на предпринимательский риск
Для поддержания устойчивой работы предпринимателю необходимы выявление и анализ факторов, оказывающих влияние на уровень рисков. Поскольку риск имеет и субъективную основу (принятие решения самим предпринимателем), и объективную (влияние внешней среды), успехи и неудачи предпринимательской деятельности следует рассматривать с учетом внешних и внутренних факторов.
Под внешними факторами понимают те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел.
Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяют на:
- факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности — законодательство, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция предпринимателей, коррупция и рэкет);
- факторы косвенного порядка (не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению — политические условия, экономическая обстановка в стране и в отрасли, международные события).
К внутренним факторам относятся: ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величина расходов предприятия; желаемая норма прибыли и т.п.
Методы снижения предпринимательского риска
Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными направлениями политики риска являются:
- политика избежания риска;
- политика принятия риска;
- политика снижения степени риска.
Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:
- страхование (внутреннее и внешнее);
- диверсификация;
- лимитирование.
Первый метод не снижает сам риск, но позволяет компенсировать его о трицательные последствия. Два других метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь.
Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и др.
Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия и заключается в создании специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль.
Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.
Различают несколько способов диверсификации
- диверсификация видов хозяйственной деятельности предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько различных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.п.;
- диверсификация поставщиков предусматривает разнообразие источников поступления товаров;
- диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленностью спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе), что позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары;
- диверсификация так называемого депозитного портфеля предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.
Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.
Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска. При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов, при внутреннем страховании — затраты на создание резервных фондов. Использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска, необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.