Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент — это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке.

Основные вопросы финансового менеджмента связаны с формированием капитала предприятия и обеспечением максимально эффективного его использования.

В настоящее время понятие «финансовый менеджмент» подразумевает самые разные аспекты управления финансами предприятия. Целый ряд направлений финансового менеджмента получил углубленное развитие и выделился в относительно самостоятельные научные и учебные дисциплины:

  • финансовая математика (финансовые вычисления);
  • финансовый анализ (диагностика финансового состояния);
  • инвестиционный анализ (экономическая оценка инвестиций);
  • риск-менеджмент (оценка, анализ и управление рисками);
  • оценка стоимости компании;
  • антикризисное управление;

Краткая история финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как научное направление зародился в начале прошлого века в США и на первых этапах становления рассматривал в основном вопросы, связанные с финансовыми аспектами создания новых фирм и компаний, а впоследствии — управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства.

Принято считать, что начало данному направлению было положено Г. Марковицем, разработавшим в конце 1950-х гг. теорию портфеля, на основе которой У. Шарп, Дж. Линтнер и Дж. Моссин через несколько лет создали модель оценки доходности финансовых активов (CAPM), связывающую риск и доходность портфеля финансовых инструментов. Дальнейшее развитие этой области привело к разработке концепции эффективного рынка, созданию теории арбитражного ценообразования, теории ценообразования опционов и ряда других моделей оценки рыночных инструментов. Примерно в это же время начались интенсивные исследования в области структуры капитала и цены источников финансирования. Основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером. Год опубликования их работы «Стоимость капитала. Корпоративные финансы. Теория инвестиций» 1958, считается рубежным, когда ФМ выделился как самостоятельная дисциплина из прикладной микроэкономики. Теорию портфеля и теорию структуры капитала можно назвать ядром финансового менеджмента, поскольку они позволяют ответить на два основных вопроса: откуда взять и куда вложить деньги.

Роль финансового менеджмента в управлении организацией

Менеджмент — это система управления определенным объектом, включающая совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации.

Формирование финансовых ресурсов, их эффективное размещение и использование невозможно без четкой и грамотной системы управления финансами компании.

В современных условиях перехода к рыночной экономике управление финансами является наиболее сложным и ответственным звеном в системе управления различными аспектами деятельности предприятия, выполняющим связующую роль и определяющим в итоге положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность, устойчивость, прибыльность.

Цели

Основные цели финансового менеджмента:

  • повышение рыночной стоимости акций компании;
  • увеличение прибыли;
  • закрепление компании на конкретном рынке или расширение существующего рыночного сегмента;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • повышение благосостояния работников и/или управленческого персонала;
  • вклад в развитие науки и техники.

Главная цель финансового менеджмента — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:

  • долгосрочной максимизации прибыли;
  • максимизации рыночной стоимости предприятия.

Задачи

В процессе реализации поставленных целей финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:

  • формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
  • эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов;
  • оптимизация денежного оборота предприятия (организации);
  • максимизация прибыли;
  • минимизация уровня финансового риска и постоянное финансовое равновесие предприятия.

Соотношение собственного и заемного капиталов в структуре источников предприятия (организации, коммерческой структуры) определяет конечные финансовые результаты его деятельности (оптимально соотношение в обороте 50: 50 %). Многие организации предпочитают использовать только собственные ресурсы. Однако экономически доказано, что привлечение заемных источников целесообразно при условии их окупаемости, когда использование повысит рентабельность собственных средств.

Достижение высокой финансовой устойчивости компании (эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов). Эта задача реализуется путем формирования эффективной политики финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности компании, управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизации финансовой структуры капитала компании.

Оптимизация денежных потоков компании. Оптимизация денежного оборота предприятия решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе оборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов. При этом свободный остаток денежных активов должен быть минимизирован с тем, чтобы снизить риск обесценения излишних денежных средств. Эта задача достигается путем эффективного управления платежеспособностью и абсолютной ликвидностью.

Обеспечение максимизации прибыли компании. Эта задача реализуется с помощью управления формированием финансовых результатов, оптимизации размера и состава финансовых ресурсов внеоборотных и оборотных активов компании, сбалансированности денежных потоков.

Прибыль может быть одной из целей предприятия, при этом ее размер должен быть адекватен уровню финансового риска. Главной целью деятельности современного предприятия должен быть размер его стоимости.

Минимизация финансовых рисков. Эта задача достигается путем разработки эффективной системы выявления рисков, качественной и количественной оценки финансовых рисков, определения путей их минимизации, разработки политики страхования.

Постоянное финансовое равновесие предприятия, т. е. сбалансированность, должна достигаться путем поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей предприятия.

Функции

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия управления — общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений.

Тактика управления — это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Объект

Различают две подсистемы финансового менеджмента: управляемой (объекта) и управляющей подсистемы (субъекта).

Объект управления в финансовом менеджменте — совокупность условий существования денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов.

Субъекты

Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управлениясобственник.

Функции

Различают следующие основные функции объекта финансового менеджмента:

  • организация денежного оборота;
  • снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;
  • обеспечение основными и оборотными фондами;
  • организация финансовой работы.

Принято выделять следующие основные функции субъекта финансового менеджмента:

  • анализ финансового положения по финансовой отчетности для корректировки существующих бизнес-моделей;
  • определение необходимых объемов и схем финансирования потребностей предприятия (организации, коммерческой структуры);
  • обеспечение достаточной платежеспособности для своевременных платежей;
  • выявление возможностей повышения эффективности деятельности.

Информационное обеспечение

Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента определяется отраслевыми особенностями деятельности предприятия, его организационно-правовой формой, масштабом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий.

Конкретные показатели этой системы формируются за счет внешних и внутренних источников, которые можно разделить на следующие группы:

  • Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности).
  • Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений).
  • Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений).
  • Нормативно-регулирующие показатели.
  • Показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).
  • Нормативно-плановые показатели.
0.066 сек.