Спрос — потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами.

Классификация спроса

Признак классификации

Вид спроса

По числу объектов спроса

макроспрос — спрос всего населения на

товарную группу или совокупность товаров

микроспрос — спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность.

По состоянию рынка

негативный спрос отсутствующий спрос

скрытый спрос

чрезмерный спрос

полноценный спрос

По формам образования

потенциальный (закрытый)

формирующийся

сложившийся

нерегулярный (сезонный рекреационный, дневной, часовой)

отложенный (накапливаемый)

панический (ажиотажный)

По тенденциям

растущий (интенсивный)

стабилизировавшийся

угасающим (сокращающийся, спад спроса)

По покупательским намерениям

твердосформулированный (жесткий)

альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный ( (импульсивный)

По социально-демографическим группам

Спрос лиц (семей)

спрос половозрастных групп населения

По месту покупки

глобальный

региональный

городской

сельский

базовый

мобильный

По степени удовлетворения

удовлетворенный спрос

условно удовлетворенный спрос неудовлетворенный спрос

По времени формирования и предъявления на рынке

прошлый

настоящий

будущий

Факторы формирования спроса

Величина спроса складывается не только из стоимости товара, но и под действием следующих неценовых факторов:

1) текущие доходы потребителей. Как известно, чем выше доход, тем динамичнее становится структура потребления индивида: растут его сбережения, а вместе с этим и денежные суммы, затраченные на приобретение необходимых товаров и услуг;

2) вкусы и предпочтения потребителей. Они подвержены изменениям с течением времени, например, под влиянием постоянно изменяющейся моды. Некоторые покупатели постоянны и, придерживаясь одной марки, предпочитают удовлетворять свои потребности продукцией исключительно конкретного производителя, зачастую даже независимо от ценовой характеристики;

3) цена на товары-заменители и товары-дополнители:

  • а) товары-конкуренты, т. е. товары-субституты. Пример — мандарины и апельсины. Если на рынке происходит изменение (в данном случае рост) цены на мандарины, покупатель будет склонен к покупке апельсинов, поскольку они также могут удовлетворить потребность в потреблении фруктов при более низкой стоимости;
  • б) товары, дополняющие друг друга, или товары-комплименты. Например, если начинают расти цены на бензин, спрос на автомобили планомерно снижается, поскольку топливо является ведущим фактором, определяющим работу машин, по крайней мере создает для этого все условия;

4) потребительские ожидания. Покупатель при потреблении оценивает экономическую ситуацию в стране: уровень цен, динамику процентных ставок, величину инфляции. Повышение инфляционных ожиданий (нестабильность цен), как правило, способствует тому, что субъекты стараются купить все больший объем товаров, т. е. увеличивают потребительский спрос. Это же может стать причиной роста цен, главным образом на товары первой необходимости;

5) количество потребителей, осуществляющих покупки на рынке.