Чистая монополия

Чистая монополия возникает тогда, когда на рынке начинает господствовать один производитель товара или услуги. В этом случае модель представлена только одной фирмой. Она является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. Чистую монополию можно рассматривать как отрасль, состоящую из одной фирмы. Из этого следует, что продукт монополии уникален, ему нет близких заменителей и покупатель вынужден брать этот продукт по цене, диктуемой монополией, или обходиться без данного продукта или услуги. При падении спроса на продукт или услугу монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

Вступление в отрасль чистой монополии заблокировано государством. Барьеры устанавливаются через патенты на производство данной продукции или услуги. Современная технология в некоторых отраслях дает возможность иметь низкие издержки только при крупных масштабах производства. Появление на сегменте новой фирмы увеличит совокупный объем продукции, предложение может превысить спрос, что вызывает снижение цены. Снижение цены отразится на доходности производства, что в свою очередь потянет за собой сокращение объемов выпускаемой продукции. Сокращение объемов увеличит издержки производства; далее нам уже ясно, чем это закончится — цены возрастут.

Сам процесс создания нового крупного производства сопряжен с большими финансовыми затратами. Для этого необходимы большие средства. Получить крупный кредит непроверенному предприятию довольно проблематично. Все эти барьеры направлены на сохранение чистой монополии.

Необходимо отметить, что монополизация экономики — это закономерный процесс ее развития вследствие влияния на экономику научно-технического процесса и активной концентрации производства. Вторая половина XX века создала благоприятные условия для развития монополии. Причина этого события — появление избыточного капитала, который заставляет товаропроизводителей стремиться получать высокую прибыль. Производители создают тресты, а затем появляются совершенно новые формы монополий — концерны, конгломераты, транснациональные корпорации.

Формы монополий

Существуют следующие организационные формы монополии:

Картель — фирмы, объединенные в картель в административном и финансовом отношении, остаются самостоятельными, но они обязаны выполнять все условия соглашения, предусматривающего

  • ограничение доли каждого производителя в общем объеме производства;
  • обмен патентами и разграничение рынков;
  • определенные цены сбыта на произведенную продукцию;
  • условия найма рабочей силы.

Синдикат — в отличие от картеля участники синдиката

  • утрачивают свою коммерческую самостоятельность — закупку сырья и сбыт готовой продукции осуществляют совместно;
  • сохраняют за собой производственную и юридическую обособленность.

Трест — монополистическое объединение

  • на основе совместной собственности, общего управления производством и сбытом продукции;
  • при котором предприятия утрачивают свою коммерческую и производственную самостоятельность.

Концерн — объединяет предприятия

  • различных отраслей народного хозяйства (включая торговлю, транспорт, финансовые компании, банки и т. д.);
  • лишенные самостоятельности и находящиеся под единым контролем головной фирмы.

Консорциум — его участники полностью сохраняют свою самостоятельность. Промышленные компании, банки заключают между собой временное соглашение для осуществления крупных проектов, проведения значительных финансовых операций по размещению ценных бумаг, а также совместных научных изысканий.

Эти монопольные объединения появились в результате конкурентной борьбы, которая толкала товаропроизводителей активно использовать дополнительный капитал на укрупнение производства, т.е. шел процесс концентрации капитала. Конкурентная борьба толкала мелких и средних товаропроизводителей к слиянию в одну фирму, способную устоять в коллизиях конкуренции, таким образом параллельно концентрации шел процесс централизации производства. Появление монополий происходит в условиях обострения конкурентной борьбы, которая разворачивается между самими монополиями, монополиями и предприятиями, не входящими в монополистические объединения, внутри самих монополий, где каждый участник борется за более сладкий кусок общего пирога.

Естественная монополия

На современном этапе развития экономики есть понятие «естественная монополия» — как исключительное право, предоставляемое государством предприятию, организации или отдельному лицу, на осуществление какой-либо деятельности.

За правительственными комиссиями сохраняется право регулировать действия таких монополий, определять цены (тарифы) на их продукцию. Ввиду сдерживания роста цен на определенные товары и услуги естественных монополий, государство вынуждено в случае необходимости выделять производителям субсидии, которые позволяют покрыть убыток.

Естественными монополиями могут быть коммерческие и некоммерческие организации, занятые в процессе производства или реализации товаров или услуг. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам в отраслях, где может существовать только крупномасштабное производство, способствующее снижению затрат, повышению эффективности, снижению цен (энергетика, водоснабжение, газоснабжение, городской метрополитен, связь и т. д.).

Эти организации, используя технологические особенности производства, могут производить товары или услуги, которые не имеют в данное время заменителей и, как следствие, имеют устойчивый спрос при незначительном изменении цены.

Одновременно естественная монополия характерна для добычи редких ископаемых или производства определенных товаров в особо благоприятных для этого природных условиях (минеральная вода, особые сорта чая, винограда и т. п.). Правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, цены (тарифы) на продукцию естественных монополий определяются правительственными регулирующими комиссиями. Государство проводит политику сдерживания цен на определенные товары и услуги, производимые естественными монополиями. Для покрытия возможного убытка производителей государство выделяет им необходимые субсидии. Создание конкурентной среды на рынке, независимо от уровня спроса, в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники.

Олигополия

В современной экономике олигополистический рынок — самый распространенный в развитых странах. На этом рынке функционируют практически все технически сложные отрасли производства: электроника, самолетостроение, судостроение, химия, автомобилестроение, металлургия, сфера оптовой торговли. Продукция, выпускаемая фирмами-олигополистами, стандартизированная, но может быть и дифференцированной.

Рынок можно назвать олигополистическим, когда несколько крупных фирм (условно от 3 до 10) контролируют производство определенного товара или услуги.

Относительно малое число фирм, господствующих в отрасли, объясняется применением дорогостоящих технологий и постоянным снижением издержек. Каждая фирма-олигополист обладает весомой долей (около 20%) товара на рынке, отсюда все фирмы, входящие в олигополию, удовлетворяют весь рыночный спрос. Исходя из масштаба производства, каждая фирма-олигополист обладает некоторой степенью власти над ценой. При определении цены и объема производства, помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, фирмы должны учитывать ответную реакцию своих конкурентов, т. е. фирмы осознано взаимодействуют между собой.

У фирм, входящих в олигополию, существует постоянный интерес к следующей информации: цена, назначаемая каждой фирмой, объем выпуска продукции. Когда одна фирма принимает решение о цене и объеме выпуска, ей уже может быть известен выбор, сделанный другой фирмой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую фирму называют ценовым лидером, а вторую — ценовым ведомым. Аналогично одна фирма может первой изменить объем выпуска, в этом случае она является лидером по выпуску объема, а другая фирма — ведомым по объему выпуска.

Существует еще одна возможная форма взаимодействия фирм. Вместо того чтобы конкурировать друг с другом, фирмы могут войти в тайный сговор, что преследуется законами почти всех стран.

Наиболее распространенной формой объединения является картель.

Картель (сговор) — предполагает, что его участники договариваются о разделе рынков, объеме производства и ценах на продукцию.

Вступление в отрасль при олигополии ограничено уже известными нам барьерами: патенты, масштабы производства, владение сырьем.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая впитала в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочетании с элементами монополизма.

Отрасль включает в себя значительное число фирм, каждая из которых производит небольшую долю отраслевого выпуска, что не дает возможность отдельной фирме влиять на цену товара и получение монопольной прибыли.

Конкурирующие фирмы в основном являются небольшими предприятиями, что позволяет им быстро реагировать на все изменения, происходящие на рынке.

Однако сравнительно небольшим предприятиям всегда не хватает средств на внедрение последних достижений науки и техники, всегда ощущается определенная неустойчивость в бизнесе.

Наличие большого количества средних фирм с дифференцированным товаром исключает возможность взаимодействовать между собой при определении объема производства и цены. Эти вопросы решает рынок через спрос и предложение.

Особенность монополистической конкуренции заключается в дифференцированном продукте, каждая фирма поставляет на рынок особый товар, который по-своему уникален. Разные упаковки, технические свойства, условия продажи (за наличный расчет, кредит и т. д.), послепродажное обслуживание, реклама и, конечно, фирменная марка — все перечисленное создает условия для повышения цены без существенной потери покупателей. Только незначительная часть покупателей переключают свой спрос на товар конкурентов.

Несмотря на внешнее благополучие, фирма сталкивается с конкуренцией фирм, производящих товары-заменители. Возникает высокая перекрестная эластичность.

Подводя итог, можно сказать, что монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждая фирма обладает определенной долей сегмента на рынке, где она выступает как монополист своего товара. С другой стороны, она находится в постоянной конкурентной борьбе с другими фирмами, которые производят и продают подобные товары.

Монопсония

Монопсония — разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара влиять на цену этого товара и услуги у множества товаропроизводителей. Монопсония — зеркальное отражение монополии, где действуют такие же правила, что и в монополии.

Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец, назначает цену на товар. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Нарушение этого правила со стороны монопсониста может привести к развалу ряда сегментов на рынке.

Смотрите также: Микроэкономика