Микроэкономика

Теория рационального поведения потребителя

Grandars Экономическая теория Микроэкономика

Рациональное поведение потребителя — это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.

Полезность — это способность определённого блага удовлетворять человеческие потребности.

Теория поведения индивидуальных потребителей

При исследовании поведения потребителей используются два подхода:

  • количественный (кардиналистский) подход;
  • порядковый (ординалистский) подход.

Функциональный и нефункциональный спрос

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:

  • спрос потребителя зависит от уровня его доходов;
  • каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность;
  • средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;
  • на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.

  1. «Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.
  2. «Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.
  3. «Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.
  4. «Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.
  5. «Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.
  6. «Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.
0.053 сек.