Рынок и его основные свойства

Понятие рынка многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства оно неоднократно менялось. Обычно для полной характеристики рынка дается несколько определений:

  • первоначально рынок рассматривался как базар, место рыночной торговли, рыночная площадь, и объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытно-общинного общества, когда обмен между общинами становится боле или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена, который осуществляется в определенном месте и в определенное время;
  • рынок - обмен товарами по законам товарного и товарно-денежного обращения;
  • Ф. Котлер определяет рынок как совокупность покупателей и продавцов;
  • рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, то есть как механизм осуществления взаимодействия производства и потребления.

Все определения рынка отражают различные грани понятия «рынок». В качестве обобщающего определения выделим следующее. Рынок - механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Рынок

Сущность рынка проявляется в его функциях.

Структура рынка

Рынки подразделяются на:

  • рынок товаров и услуг, включющий в себя сегменты рынков - продовольственных и промышленных товаров, земли, орудий труда, машин, оборудования, приборов, информационный рынок, образования, здравоохранения и других услуг.
  • рынок рабочей силы, где необходимо признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному желанию и по рыночной цене на основе контракта между работодателем и наемным работником.
  • финансовый рынок включает в себя сегменты инвестиций, ценных бумаг, валюты.

Совершенные и несовершенные рынки

Рынок - механизм гибкий, чутко реагирующий на малейшие движения спроса, предложения, цены. Если один из продавцов поднимает цену на свой товар, то количество проданного товара у него сокращается, т. к. покупатели переходят к продавцу, у которого этот товар можно купить дешевле. Последний продавец ощущает увеличение спроса, на что отвечает повышением цены. Сделаем вывод, что всякая цена, установившаяся на товар в какой-то части рынка, оказывает влияние на его цену в другой части рынка, что ведет к постепенному выравниванию цен.

Быстрое реагирование и устранение изменения цены в разных сегментах рынка, приводящие к их уравниванию, говорят о совершенном рынке.

Чтобы рынок стал совершенным, необходимо соблюдение некоторых условий:

  • Необходима полная информированность о покупателях, о ценах на товары в разных участках рынка.
  • Покупатели и продавцы должны действовать из складывающихся цен, не совершая сделок по инерции или из верности старым партнерам.

Практика показывает, что совершенный рынок - это исключение из правил, т. к. покупатели и продавцы не обладают полной информацией и принимают решение о ценах, исходя из складывающихся спроса и предложения конкретного товара.

Несовершенный рынок - ситуация, когда цены различаются в пределах одного рынка.

Розничная торговля, как правило, является показателем «несовершенного рынка».

На поведение покупателя часто оказывают влияние неценовые факторы:

  • потребитель может не обращать внимания на рост цен и постоянно обращаться к одному продавцу, т. к. покупателю нравится его обслуживание;
  • большое влияние на поведение покупателя оказывает реклама, в которой пытаются «дифференцировать товар». Продавец через рекламу убеждает покупателя, что марка «А» лучше, чем марка «Б», хотя на самом деле эти товары практически не отличаются друг от друга. Реклама требует больших затрат (до 50% доходов) и делает рынок несовершенным.

Регулируемый рынок

В условиях смешанной экономики XXI века рынок не решает все вопросы, которые выдвигает перед ним и государством современная цивилизация. На что-то ему не хватает средств, а в чем-то отсутствует материальная заинтересованность. То, что не может или не хочет делать рынок, делает государство.

Прежде всего государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, одновременно оставляя место для мотивации к труду, риску, хозяйственной деятельности, инициативе.

Основными цементами современного рыночного механизма являются спрос, предложение, цена, доход, прибыль. Эти показатели экономически и логически связаны между собой.

Регулируемый рынок характеризуется следующими чертами:

  • наличие в экономике разнообразных форм собственности, хозяйствования и свободной конкуренции;
  • отсутствие монополизма, присутствие достаточного количества производителей однотипной продукции (более 10);
  • свобода выбора партнера по хозяйственным связям и свободная купля-продажа товара (отсутствие товарного распределения через государственную администрацию);
  • свобода в распоряжении частью своих доходов; право рыночных субъектов самим определять цены на определенные товары и услуги;
  • свободное маневрирование имеющимися ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми);
  • возможность изменять условия производства, его технологию, перемещать капиталы в любую сферу приложения. Недозагрузка производства - обязательное условие функционирования здоровой экономики;
  • полнота и доступ всех хозяйственных субъектов к информации о состоянии рынка;
  • наличие инфраструктуры рынка, т. е. системы, обслуживающей рынок.

Государственное вмешательство в экономику

Вмешательство государства в экономику в современных условиях необходимо. В этом заинтересовано как само государство, так и рынок, которому всегда необходимы помощь и поддержка государства. Используя свою законодательную систему, государство, решая проблему экономического роста, корректирует развитие экономики в целом, способствует разумному балансу, разрабатывает план-прогноз, поддерживает определенный жизненный уровень населения, что удерживает экономику страны от резких перепадов. В условиях смешанной экономической системы постоянно возрастает роль государства.

Вмешательство государства осуществляется административное (косвенное) и экономическое (прямое).

Административное вмешательство государства осуществляется через законодательную систему страны. Государство не мешает товаропроизводителю в процессе производства, а свободное ценообразование заставляет действовать механизмы рынка, которые определяют спрос и предложение, приводя к их равенству. Принимаются законы, определяющие действия предпринимателей, устанавливаются нормативные отношения между производителями и потребителями. На основании постановлений правительства выявляются случаи нечестных действии со стороны агентов рынка, и к нарушителям применяются соответствующие меры наказания.

Экономическое вмешательство государства осуществляется в целях создания благоприятных условий для эффективного функционирования частного сектора в экономике. Для чего государство из бюджета в виде безвозмездной помощи, дотаций, инвестиций оказывает поддержку экономике. Используя свою законодательную систему, государство, решая проблему экономического роста, корректирует развитие экономики в целом, способствует разумному балансу, разрабатывает план-прогноз, поддерживает определенный жизненный уровень населения, что удерживает экономику страны от резких перепадов. Прямое государственное вмешательство осуществляется в производство общественных благ и социальное обеспечение.

Рынок в маркетинге — это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рыночный механизм

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:
  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

{reklama}

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

Функции рынка

Информационная

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

  • кол-во произведенной продукции
  • цена
  • ассортимент
  • качество

Посредническая

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Смотрите также: Микроэкономика