Рынок в маркетинге — это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Рыночный механизм
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Признаки свободного рынка:Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
- Неограниченное число участников конкуренции.
- Признак, свободный доступ и выход с рынка.
- Абсолютная мобильность всех ресурсов.
- Наличие поной информации (через цены).
- Абсолютная однородность продукции.
- Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
- Является регулятором экономики.
- Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
- Является орудием информации (через цены)
- Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
- Обеспечивает санацию народного хозяйства.
Конъюнктура рынка
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
{reklama}
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Структура рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:- Структра рынка по объектам рыночных отношений
- рынок потребительских товаров и услуг
- рынок ценных бумаг
- рынок сырья
- Структура рынка по субъектам рынка
- рынок покупателей
- рынок продавцов
- Структура рынка по географическому положению
- местный
- национальный
- мировой
- Структура рынка по степени ограничения конкуренции
- совершенная конкуренция
- монополистическая конкуренция
- олигополия
- монополия
- Структура рынка по отраслям
- автомобильный
- нефтяной
- Структура рынка по характеру продаж
- оптовый
- розничный
- Структура рынка по соответствию действующему законодательств
- легальный
- нелегальный
- "черный" рынок
Функции рынка
Информационная
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
- кол-во произведенной продукции
- цена
- ассортимент
- качество
Посредническая
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Регулирующая
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Стимулирующая
Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.
Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.
Преимущества и недостатки рыночного механизма
Преимущества
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
- Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
- Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
- Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
- Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
- Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
- Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки
- Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
- Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
- Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
- Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
- не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
- Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.