Конкуренция - это борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

{{section_new_473}}

С точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень конкуренции

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт.

Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов.

Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Очень высокая степень контроля иад ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции.

Производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции.

Очень слабый контроль над ценами

Ценовая и неценовая

По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
  • неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

Антимонопольное регулирование

Частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.

Конкуренция (от латинского concurrentia — столкновение, состязание) — это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами — производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкуренция способствует эффективному применению ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по различным отраслям общества и видам производства, чтобы товары, в свою очередь, полученные от этих ресурсов, смогли приносить прибыль предприятиям. Конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка.

Конкуренцию можно считать двигателем экономического прогресса. Объяснить это можно тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель беспокоится не только о сохранении, но и об увеличении своего производства. Для этого нужно обновление техники и улучшение организации, следует повысить качество продукции, сократить затраты на производство единицы продукции и тем самым снизить цены на товар.

Функции конкуренции

В современной рыночной экономике выделяют пять основных функций конкуренции:

  • Регулирующая функция представляет собой воздействие на предложение, чтобы оно предельно соответствовало запросам потребителей. Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.
  • Аллокационная функция направляет ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги, которые имеют спрос.
  • Распределительная функция распределяет продукт, по критерию степени дефицитности того или другого производственного характера.
  • Инновационная функция проявляется в нововведениях, которые опираются на достижения научно-технического прогресса.
  • Контролирующая функция призвана не допускать установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Роль конкуренции в рыночной экономике

Конкуренция является одним из главных элементов рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит основным ее регулятором.

С помощью конкуренции рыночная экономика решает основные вопросы — что? как? для кого производить? Чем активнее конкуренция, тем больше эффективность деятельности рынка. Конкуренция является сердцевиной современного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявления за последние года возросли. Главная причина состоит в том, что конкуренция является неотъемлемой частью рынка.

Конкуренция содействует установлению равновесной цены, уравниванию спроса и предложения. На конкурентном рынке фирмы осуществляют малый контроль над ценой товара, имеют настолько низкую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать столь большого влияния на цену продукции. Производитель, одинаково как и покупатель, ориентируется на рыночную цену. Можно сделать вывод, что конкуренция содействует достижению компромисса между покупателем и продавцом.

Конкуренция тем самым поддерживает общественно нормальные условия производства и реализацию товаров и услуг. Она указывает товаропроизводителям, какое количество капитала они должны вкладывать в производство того или иного товара. В условиях конкуренции ресурсы поделены эффективно.

Смотрите также: Микроэкономика