Позитивные и негативные стороны рынка

Рынок, как и всякая система, имеет свои позитивные и негативные стороны (плюсы и минусы).

Позитивные стороны рынка

Рынок заинтересовывает производителей в выпуске только тех товаров, в которых нуждается потребитель. Современный потребитель не покупает то, что ему навязывают производители, он предпочитает только то, что необходимо ему сегодня, что удовлетворит его потребности. Это одно из условий выживания в рамках конкурентной борьбы.

Стремление к увеличению доходности производства и максимальному удовлетворению возрастающих потребностей вынуждает товаропроизводителей внедрять новейшие технологии в целях улучшения качества товара и его ассортимента.

Постоянное изменение в спросе и предложении делает рынок более гибким в процессе распределения дефицитных ресурсов.

Увеличение спроса на отдельные товары влечет за собой увеличение спроса на определенные ресурсы, применяемые при их создании.

В условиях жестокой конкурентной борьбы рынок создает систему, где каждый участник определяет для себя место.

Негативные стороны рынка

Основным ориентиром рынка становятся зажиточные слои населения.

В погоне за прибылью рынок ищет наиболее дешевые пути обеспечения себя сырьем, не задумываясь об истощении ресурсов, не воспроизводимых или медленно воспроизводимых природой.

Рынок проявляет определенное безразличие к производству товаров и услуг коллективного пользования — образованию, здравоохранению, науке, общественному транспорту и т. д., а также товарам и услугам, предназначенным для социально незащищенных слоев.

Рынок не дает никаких гарантий в решении социально-экономических проблем: инфляция, безработица, право на доход, охрана окружающей среды. Распределяя произведенные продукты по результатам конкурентной борьбы, рынок приводит к расслоению общества на богатых и бедных.

Конкурентная борьба, постоянная потребность в обновлении основных средств производства, потребность в крупных капиталах толкают отдельных товаропроизводителей к сговору или слияниям, что приводит к концентрации экономической власти, т. е. к монополизации.

Одновременно проявляются негативные явления; там, где сам рынок бороться не может, с этим злом ведет борьбу государство;

  • в погоне за прибылью предприниматели стараются делать незначительные затраты на экологически безопасные технологии в интересах сохранения человека и природы. Государство вынуждено эту проблему полностью держать под своим контролем, через законодательную систему принуждать предпринимателей делать необходимые затраты;
  • рынок сам не может регулировать внешне-экономическую политику. Государство, стимулируя рынок через систему льгот, поощряет продажу (закупку) одного товара либо через систему отмены или снижения льгот создает затруднительные условия для ввоза (вывоза) товара. Подобные действия наблюдаются и в развитии торговых отношений с отдельными странами.
Смотрите также: Микроэкономика