Позитивные и негативные стороны рынка

Grandars Экономическая теория Основы экономической теории

Позитивные стороны рынка

  1. Рынок заинтересовывает производителей в выпуске только тех товаров, в которых нуждается потребитель. Современный потребитель не покупает то, что ему навязывают производители, он предпочитает только то, что необходимо ему сегодня, что удовлетворит его потребности. Это одно из условий выживания в рамках конкурентной борьбы.
  2. Стремление к увеличению доходности производства и максимальному удовлетворению возрастающих потребностей вынуждает товаропроизводителей внедрять новейшие технологии в целях улучшения качества товара и его ассортимента.
  3. Постоянное изменение в спросе и предложении делает рынок более гибким в процессе распределения дефицитных ресурсов.
  4. Увеличение спроса на отдельные товары влечет за собой увеличение спроса на определенные ресурсы, применяемые при их создании.
  5. В условиях жестокой конкурентной борьбы рынок создает систему, где каждый участник определяет для себя место.

Негативные стороны рынка

  1. Основным ориентиром рынка становятся зажиточные слои населения.
  2. В погоне за прибылью рынок ищет наиболее дешевые пути обеспечения себя сырьем, не задумываясь об истощении ресурсов, не воспроизводимых или медленно воспроизводимых природой.
  3. Рынок проявляет определенное безразличие к производству товаров и услуг коллективного пользования — образованию, здравоохранению, науке, общественному транспорту и т. д., а также товарам и услугам, предназначенным для социально незащищенных слоев.
  4. Рынок не дает никаких гарантий в решении социально-экономических проблем: инфляция, безработица, право на доход, охрана окружающей среды. Распределяя произведенные продукты по результатам конкурентной борьбы, рынок приводит к расслоению общества на богатых и бедных.
  5. Конкурентная борьба, постоянная потребность в обновлении основных средств производства, потребность в крупных капиталах толкают отдельных товаропроизводителей к сговору или слияниям, что приводит к концентрации экономической власти, т. е. к монополизации.
0.050 сек.