Поведение потребителя
Grandars.ru » Экономическая теория »
« вернуться Микроэкономика

Поведение потребителя

Потребитель - тот, кто приобретает экономические блага на рынке для удовлетворения собственных потребностей.

Потребителем могут выступать: физические лица (домашние хозяйства); юридические лица (фирмы); государство.

Рациональное поведение потребителя - это такое поведение потребителя на рынке, при котором он просчитывает лучшие варианты для сделок и соизмеряет свои доходы с затратами на приобретение экономических благ.

Когда вы купите больше продуктов в магазине: когда вы чувствуете голод или же когда вы сыты? Конечно, когда голодны. Но почему? Все дело в том, что каждый товар / услуга обладает определенной полезностью для потребителя (единица измерения полезности - ютиль). Представьте, что вам очень хочется есть. Вы съедаете одну булочку. Желание есть немного ослабевает. Затем вторую булочку, нехотя доедаете третью, а четвертую уже есть не хотите. Каждая последующая булочка обладает для вас меньшей полезностью, чем предыдущая. Данный закон уменьшения полезности экономического блага при насыщении потребности получил название закона убывающей предельной полезности.

Факторы, влияющие на рациональное поведение потребителя:
  • выбор цели - экономического продукта, который необходимо приобрести;
  • изучение покупателем рыночной ситуации, поиск информации об экономическом продукте и анализ различных возможностей приобретения экономического блага;
  • соизмерение покупателем собственных доходов и необходимых расходов на приобретение экономического блага.
Виды доходов потребителей:
  • оплата труда работников (оклад);
  • социальные трансферты (пенсии, стипендии, социальные выплаты и т.д.);
  • прибыль, доходы от сбережений (вклад в банке);
  • доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, доход
  • от акций и облигаций).

Возможно вы сталкивались с людьми, которые имеют несколько дорогих машин, хотя ездят только на одной? Быть может, вам самим доводилось покупать себе дорогой телефон на последние деньги только для того, чтобы не выделяться старым аппаратом среди окружающих? Данный феномен имеет название «демонстративное потребление». Мы покупаем вещи не для того, чтобы удовлетворить потребности, а для того, чтобы продемонстрировать окружающим собственный статус.

Виды расходов потребителей:
  • обязательные - для оплаты проживания, коммунальных услуг, покупки продуктов питания и предметов первой необходимости;
  • необязательные (произвольные) - расходы на культурный досуг, предметы роскоши и т.д.
Смотрите также по теме «Поведение потребителя»