Ординалистская теория полезности

Потребитель - тот, кто приобретает экономические блага на рынке для удовлетворения собственных потребностей.

Рациональное поведение потребителя - это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.

Полезность - это способность определённого блага удовлетворять человеческие потребности.

{{section_new_302}}

Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того человека, который действительно выбрал наилучший вариант потребительского поведения. Но, к сожалению не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке.

Поэтому каждому необходимо придерживаться рационального поведения, для максимизации полезности потребляемых благ. Быть рациональным потребителем - в интересах каждого человека.

Ординалистская теория полезности

Графическую интерпретация ординалистской теории потребительского поведения опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений и безразличия потребителя.

При увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Предельная норма замещения - норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения - количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе.

Когда вы купите больше продуктов в магазине: когда вы чувствуете голод или же когда вы сыты? Конечно, когда голодны. Но почему? Все дело в том, что каждый товар / услуга обладает определенной полезностью для потребителя (единица измерения полезности - ютиль). Представьте, что вам очень хочется есть. Вы съедаете одну булочку. Желание есть немного ослабевает. Затем вторую булочку, нехотя доедаете третью, а четвертую уже есть не хотите. Каждая последующая булочка обладает для вас меньшей полезностью, чем предыдущая. Данный закон уменьшения полезности экономического блага при насыщении потребности получил название закона убывающей предельной полезности.

Факторы, влияющие на рациональное поведение потребителя

Выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.

План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния.

Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:

«Эффект сноба». В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.

«Эффект Веблена». Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.

«Эффект предположительного качества». Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.

«Эффект присоединения к большинству». Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».

«Нерациональный спрос». Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.

«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.

Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А > Б, или Б > А, или А ~ Б, где знак «>» выражает отношение предпочтения, а знак «~» — отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А > Б, а Б > В, то всегда А > В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б — большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Смотрите также: Микроэкономика