Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» считается основателем англо — американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах. В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.
Неоклассическое направление провозгласило принцип свободной конкуренции, что способствовало обновлению идейного арсенала буржуазного либерализма. В XX в. это направление заняло место основного русла мировой экономической мысли. Ее основными предпосылками были:
- законы «чистой экономики» как экономики свободной конкуренции универсальны;
- индивид действует как homo economics — гедонист-оптимизатор, исходя из рационального просчитанного стремления к своему интересу;
- ценность определяется предельной полезностью, и цена на рынке зависит от интенсивности той последней потребности, которая должна быть удовлетворена;
- ценность производительных благ обусловлена ценностью предметов потребления, и доходы подчинены общему закону цен, представляя собой цены факторов производства;
- происходит автоматическое уравнивание предложения и спроса, цены продукта с факторами его производства, и достигается оптимальное распределение экономических ресурсов.
Претендуя на описание механизмов, способных действовать во всех экономических системах (методологический универсализм). Концентрируя свое внимание, на индивидуалистическом поведение на рынке отдельных потребителей и фирм. Неоклассическая теория стала развиваться как микроэкономика. Т.е. наука, изучающая формы человеческого поведения с точки зрения соотношения между ограниченными, но допускающими различное применение ресурсами и целями частной выгоды. Благодаря трудам Маршалла во многом определились и основные направления неоклассической микроэкономики.
Это: теория потребительского поведения и спроса, теория предложения с позиции отдельной фирмы, выбора ею ассортимента производимых товаров и динамики издержек в рыночных условиях, теория ценообразования, теория распределения по факторам производства.
- Этапы развития экономической теории
- Меркантилизм
- Физиократы
- Классическая политическая экономия
- Институционализм в экономике и его направления. Современный институционализм
- Маржинализм
- Неоклассическое направление
- Направления экономической теории