Модель ломаной кривой спроса

Конкуренция - это борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

{{section_new_473}}

С точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень конкуренции

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт.

Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов.

Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Очень высокая степень контроля иад ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции.

Производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции.

Очень слабый контроль над ценами

Ценовая и неценовая

По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
  • неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

Антимонопольное регулирование

Частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.

Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи (Paul Sweezy. Demand under Conditions of Oligopoly // Journal of Political Economy,1939.Vol.47.Aug.). Основная задача автора модели — объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.

Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?

Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет.

Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.

Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис. 1.

Рис. 1. Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)

Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно из рис. 2, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену.

Рис. 2. Модель ломаной кривой спроса (рост спроса)

Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

  • Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:
    • товар устарел и возникли проблемы с его сбытом;
    • фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.
  • С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике.
  • Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.
Смотрите также: Микроэкономика