Модели человека в экономике

Потребитель - тот, кто приобретает экономические блага на рынке для удовлетворения собственных потребностей.

Рациональное поведение потребителя - это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.

Полезность - это способность определённого блага удовлетворять человеческие потребности.

{{section_new_302}}

Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того человека, который действительно выбрал наилучший вариант потребительского поведения. Но, к сожалению не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке.

Поэтому каждому необходимо придерживаться рационального поведения, для максимизации полезности потребляемых благ. Быть рациональным потребителем - в интересах каждого человека.

Графическую интерпретация ординалистской теории потребительского поведения опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений и безразличия потребителя.

При увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Предельная норма замещения - норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения - количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе.

Модель человека

Когда вы купите больше продуктов в магазине: когда вы чувствуете голод или же когда вы сыты? Конечно, когда голодны. Но почему? Все дело в том, что каждый товар / услуга обладает определенной полезностью для потребителя (единица измерения полезности - ютиль). Представьте, что вам очень хочется есть. Вы съедаете одну булочку. Желание есть немного ослабевает. Затем вторую булочку, нехотя доедаете третью, а четвертую уже есть не хотите. Каждая последующая булочка обладает для вас меньшей полезностью, чем предыдущая. Данный закон уменьшения полезности экономического блага при насыщении потребности получил название закона убывающей предельной полезности.

Факторы, влияющие на рациональное поведение потребителя

Выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.

План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния.

Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:

«Эффект сноба». В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.

«Эффект Веблена». Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.

«Эффект предположительного качества». Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.

«Эффект присоединения к большинству». Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».

«Нерациональный спрос». Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.

«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.

В современной экономической науке большое внимание уделяется человеку. Задачей экономической теории является анализ соотношения целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в рамках которой развертывается эта деятельность. Интерес к роли человека проявлял уже Аристотель. Он полагал, что «экономический человек» — это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, можно выделить четыре.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Главным в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный (денежный) интерес, являющийся основным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economics). Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economics» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека в условиях ограниченности ресурсов. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека здесь более сложные, они включают в себя не только стремление к денежным благам, но и определенные моменты психологического характера: милосердие, преодоление «экономического эгоизма» и т. д.

Третье направление было разработано К. Марксом. В его концепции человек предстает как персонификация объективных экономических категорий: капиталиста как олицетворения капитала и рабочего — как персонифицированного наемного труда.

Четвертое направление представлено принципиально новой моделью. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности.

Особого внимания заслуживает концепция человека В. И. Вернадского, согласно которой человек — планетарное явление. Инициатива и активность требуют культурного и мыслящего человека. Только в этом случае возможны самоорганизация и саморазвитие личности. Такова краткая характеристика моделей человека в экономической теории. Они имеют абстрактный характер, однако отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе.

Смотрите также: Микроэкономика