Период: Вторая половина XIX в. (завершение промышленного переворота, рост объемов и номенклатуры производства, рынок продавца сменился рынком покупателя, ужесточилась конкуренция; кризис 70-80-х гг. XIX в.

Имена:

  1. Первый этап 70-80-е гг. XIX в: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
  2. Второй этап середина 80-х — конец 90-х гг. XIX в.: А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето

Идеи: В центре внимания — потребительский выбор.

  • Чем определяется спрос?
  • Что такое полезность?
  • Как ее измерить?

Первый этап. Маржиналисты первого этапа сохранили понятие стоимости как исходной категории. Но изменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась не трудовыми затратами (как у классиков), а предельной полезностью товара.

Предметом исследования стало не производство (предложение), а потребление (спрос).

Второй этап. Отказ от «стоимости» как исходной категории. Осталось понятие цены, определяемой (в равной степени) спросом и предложением. Теперь в основе экономической системы не принцип исходной категории, а принцип равновесия — взаимосвязанности всех элементов экономики.

Отказывавшись от понятия «стоимости», неоклассики фактически объединяют две теории ценности (стоимость обусловливается полезностью и затратами).

Маржиналистская революция

В течение последней трети XIX в. появилось новое направление экономической науки — маржинализм.

В основу этого направления был положен анализ предельных величин на основе привлечения соответствующего математического аппарата (прежде всего дифференциального исчисления). Некоторые экономисты оценивают введение предельных величин в экономический анализ и в объяснение экономических явлений, а также в экономические модели как «маржиналистскую революцию».

Начало «маржиналистской революции» обычно связывают с именами трех экономистов: французского экономиста Л. Вальраса, английского — У. Джевонса и австрийского экономиста К. Менгера, опубликовавших свои работы в 1871-1874 гг.

В «маржиналистской революции» обычно выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 1870-1880 гг. и связывается с именами трех названных выше экономистов. Центральное место в маржинализме этого периода занимает теория «предельной полезности».Ценность каждой единицы любого блага, согласно этой теории, уменьшается по мере увеличения количества этих благ, т.е. по мере насыщения спроса. Цена этого блага определяется предельной величиной — ценностью последней единицы. При этом объяснении закономерности динамики спроса связывались с психологическим поведениемпотребителя. Отрицание трудовой теории стоимости, свойственной классической школе политэкономии — важнейшая черта «маржиналистской революции» на первом ее этапе.

Второй этап«маржиналистской революции», хронологические рамки которого начинаются с 1890-х гг., связан с именами английского экономиста А. Маршалла, американского экономиста Дж. Б. Кларка и итальянского экономиста В. Парето. Если первый этап «маржиналистской революции» был связан прежде всего с потреблением, изучением динамики закономерностей спроса, то второй ее этап характеризуется другим — признанием необходимости обеих сфер экономической жизни- производства и потребления. Этот новый этап характеризуется также отказом от психологического подхода, что сблизило новое направление с классической политэкономией.

Основная идея маржинализма — исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства. Экономика рассматривается маржиналистами как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому благодаря «маржиналистской теории» проблемы равновесия и устойчивого состояния стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой.

0.058 сек.