Макроэкономическая нестабильность
Grandars.ru » Экономическая теория »
« вернуться Макроэкономика

Макроэкономическая нестабильность

Рынок труда

Рынок труда является неотъемлемой составной частью хозяйственной и социальной сфер жизни общества, представляя собой систему экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование. В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) рынок труда - эго сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.

Уникальность рынка труда состоит в том, что на нем совершаются сделки купли-продажи фактора производства «труд»: человек выступает на данном рынке не как потребитель, а как продавец своих способностей, компетенций, знаний, а также своего времени. На рынке труда в результате взаимодействия спроса и предложения определяются условия найма рабочей силы: устанавливается цена фактора производства «труд» (заработная плата), продолжительность рабочей недели, возможность повышения квалификации и образования, профессионального роста, гарантии занятости и пр. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее структуре (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Здесь безработица выступает фактором макроэкономического неравновесия, так как уровень занятости влияет на объем текущего производства.

Равновесие на рынке труда

Различные экономические школы по-разному объясняют механизм установления равновесия на рынке труда. Основу неоклассического подхода составляют постулаты классической политической экономии. Среди сторонников данного подхода можно выделить П. Самуэльсона, Р. Холла, Д. Гилдера, А. Лаффера. Согласно данному подходу рынок труда находится в равновесии, которое возникает под влиянием цены труда (заработной платы) на спрос и предложение. Уровень заработной платы воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и приводит систему к равновесию, когда величины спроса и предложения труда равны. При этом уровень заработной платы является динамической величиной, которая довольно быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры: при возникновении безработицы на рынке труда заработная плата демонстрирует тенденцию к снижению; при недостатке рабочей силы наблюдается тенденция к увеличению цены труда. Таким образом, согласно взглядам неоклассиков, рынок труда является саморегулируемым, а в точке равновесия наблюдается «очищение» рынка.

Однако в реальной жизни ситуация, при которой происходит мгновенная подстройка заработной платы под колебания спроса и предложения, невозможна. В любом обществе существует определенное число безработных. Представители неоклассической экономической школы объясняют данные факты несовершенствами рынка, к которым относят: наличие профсоюзов; установление на государственном уровне минимальных ставок заработной платы; «добровольную» безработицу; отсутствие полной информации и др. К тому же в реальной экономической жизни заработная плата, как правило, указывается в трудовом договоре и является относительно стабильной в течение длительного периода.

Представители кейнсианского направления (Дж.М. Кейнс, Р. Гордон) рассматривают рынок труда в качестве подчиненного рынка по отношению к рынкам благ и финансовых активов, на которых формируется величина эффективного спроса. Спрос фирм на труд, в свою очередь, является производным от эффективного спроса потребителей на блага, производимые фирмами. На рынке труда определяется лишь ставка заработной платы и формируется величина предложения труда. При этом предложение труда не играет главной роли в процессе установления фактического объема занятости, а определяет только его максимально возможный уровень при определенной ставке заработной платы. Спрос на груд зависит от совокупного спроса в экономике, объемов инвестиций и производства благ. Согласно кейнсианской теории наличие вынужденной безработицы на рынке груда объясняется недостатком эффективного совокупного спроса, который может быть устранен с помощью инструментов бюджетно-налоговой и (или) кредитно-денежной политики государства. Стимулируя совокупный спрос, государство тем самым способствует увеличению спроса на труд, что приводит к снижению числа безработных.

Монетаристы (М. Фридмен, Э. Фелпс, Ф. Кейген, Д. Мейзельман, К. Бруннер и др.) негативно относятся к государственному вмешательству в механизмы рынка труда, которое выражается в установлении минимальных уровней заработной платы, а меры государства по стимулированию совокупного спроса, по их мнению, не являются эффективными и лишь раскручивают инфляционную спирать. По мнению представителей монетаристской экономической школы, рыночная экономика сама определяет рациональный уровень занятости. При этом в условиях равновесия на рынке труда существует некий уровень безработицы, который называют естественным. Отклонения отданного уровня наблюдаются только в краткосрочном периоде. При «перегреве» на рынке груда, когда уровень занятости превышает равновесный, происходит ускорение инфляции. Если же уровень занятости ниже равновесного - наблюдается дефляция, т.е. снижение цен. Таким образом, для уравновешивания рынка труда, согласно мнению монетаристов, эффективно использование кредитно-денежной политики, которая, в конечном счете, должна быть направлена на достижение естественного уровня безработицы, отражающего структурные изменения на рынке труда. Основной вывод теории заключается в том, что государство не должно вмешиваться в экономику.

Безработица как форма макроэкономической нестабильности

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда, одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества. Феномен безработицы, ее природу, причины и последствия исследуют не только экономисты, но и социологи, психологи и другие ученые. Уровень безработицы является одним из важнейших показателей, определяющих государственную политику в отношении регулирования рынка труда.

Безработица - это социально-экономическое явление, означающее отсутствие работы у определенной части экономически активного населения страны (при существующей ставке заработной платы не все желающие работать могут найти работу).

Однако ошибочно считать, что человек, не имеющий работы, будет относиться к категории безработных. Для того чтобы неработающий человек был включен в состав безработных, должны быть выполнены три условия. Безработным признается лицо в возрасте от 15 до 72 лет (согласно МОТ), которое на момент обследуемой недели:

  • не имеет работы (доходного занятия);
  • ищет работу, т.е. занимается поиском работы любыми способами в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе;
  • готово приступить к работе в течение обследуемой недели.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В России согласно Закону РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом согласно ст. 3 Закона определяется перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В частности это лица:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Таким образом, число безработных, рассчитанное по методике МОТ, будет отличаться в большую сторону от числа безработных, вычисленного согласно критериям Закона.

Уровень и продолжительность

Характеристику безработицы может отразить совокупность показателей, наиболее важными из которых являются уровень безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы исчисляется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы и выражается в процентах:

u = (U/L) 100%,

где u - уровень безработицы; U - число безработных; L - рабочая сила (занятые и безработные).

Трудоспособное население страны представляет собой людей, которые по возрасту и состоянию здоровья способны работать. В России к трудоспособному населению относят:

  • население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет включительно, женщины от 16 до 54 лет включительно, за исключением инвалидов по состоянию на 2018 г. В 2018 г. российские власти анонсировали пенсионную реформу, согласно которой трудоспособный возраст увеличивается до 62 лет включительно для женщин и до 64 лет включительно для мужчин);
  • работающих подростков до 16 лет и лиц старше трудоспособного возраста.

Рабочая сила (экономически активное население) представляет собой сумму числа безработных и занятых.

Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Тех, кто в течение длительного периода не может найти работу, называют долговременными безработными. Если они прекращают поиски работы, то переходят в категорию экономически неактивного населения.

Виды безработицы

Существуют различные классификации видов безработицы. К основным видам безработицы относятся фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработица - это незанятость тех граждан, которые уволились с прежнего места работы и в настоящий момент находятся в процессе поиска нового, более подходящего места работы. Причинами данного вида безработицы может являться переезд в другой район или город, желание получить более приемлемые условия труда, более высокий уровень заработной платы и т.п. Иными словами, это безработица, обусловленная текучестью кадров. Уровень фрикционной безработицы зависит от времени поиска нового места работы, который в среднем составляет от 1 до 3 месяцев.

Структурная безработица, связанная с отраслевыми изменениями в экономике и несоответствием структур спроса и предложения труда. Причинами структурной безработицы выступают профессионально-квалификационные и территориальные несоответствия между свободными рабочими местами и численностью безработного населения. Научно-технический прогресс приводит к масштабным структурным преобразованиям в экономике: закрываются устаревшие производства; увеличивается доля сферы услуг в ВВП. В результате этого люди, потерявшие работу, не могут в короткие сроки устроиться на новое место, так как их профессии могут вообще устареть и полностью перестать быть востребованными рынком. Ввиду этого необходимы программы профессиональной переподготовки, зачастую получение нового образования. Продолжительность структурной безработицы значительно превышает продолжительность фрикционной и составляет, как правило, от 6 месяцев и более. Чаще всего в составе структурной безработицы преобладают работники с низкой квалификацией или устаревшей профессией.

Подвидом структурной безработицы является технологическая безработица, возникающая по причине автоматизации производственных процессов, когда происходит замещение труда капиталом в результате внедрения новых технологий.

Циклическая безработица является вынужденной, она связана с колебаниями объема выпуска товаров и услуг и возникает в момент спада экономики, снижения ВВП и совокупного спроса. Заработная плата, сложившаяся на рынке груда, устраивает человека, он готов работать, однако не может найти работу. Данный вид безработицы возникает тогда, когда предложение труда превышает спрос на труд. Причиной этого может являться экономический спад в совокупности с негибкостью заработной платы (государственное установление минимального уровня заработной платы, действия профсоюзов).

Причиной сезонной безработицы являются колебания экономической активности в некоторых отраслях экономики в течение года.

Добровольная безработица связана с нежеланием людей работать при уровне заработной платы, установившемся на рынке. Одной из главных причин добровольной безработицы может являться незначительная разница между уровнем заработной платы и социальными выплатами (пособие по безработице), которые человек может получать как безработный.

Институциональная безработица представляет собой незанятость граждан, которая вызвана несовершенством информационной системы о наличии свободных мест, недостатками в профессиональной ориентации и кадровом менеджменте организации. Ее причинами также может являться нерациональная политика государства в области оплаты труда и налогов, социальной защиты населения. Если уровень социальной защиты незанятых граждан приближен к уровню вознаграждения за труд работающих граждан, предложение рабочей силы закономерно ограничивается.

Кроме того, можно говорить о существовании конверсионной безработицы, которая является следствием изменений в военной стратегии государства, когда происходит сокращение численности военнослужащих, а также рабочих мест в оборонных отраслях экономики по причине демилитаризации экономики.

Возможно выделение так называемой экономической безработицы, когда в экономике усиливаются конъюнктурные колебания, вызванные неудовлетворительными результатами финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Безработица, вызванная чрезвычайными обстоятельствами, характерна для регионов, пострадавших вследствие стихийных бедствий, национальных и военных конфликтов.

Региональная безработица чаще всего имеет место в трудоизбыточных регионах. Наличие данного вида безработицы характерно для городов и территорий, в которых располагаются (располагались) градообразующие предприятия, которые сократили или прекратили свою деятельность.

Массовая безработица является одной из острейших социально- экономических проблем и реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми.

По продолжительности безработицы выделяют застойную и текучую формы. Продолжительность безработицы измеряется отрезком времени от момента потери места работы до момента трудоустройства на новое место. Для безработицы, которая имеет текучую форму, характерно увольнение работников с предприятий по собственному желанию и по инициативе администрации. Увольнения работников могут произойти по большому количеству причин, носящих объективный и субъективный характер.

Безработица может быть долгосрочной и краткосрочной. К примеру, циклическая и структурная безработица относятся к долгосрочной, в то время как фрикционная и сезонная - к краткосрочной.

Кроме того, возможно разделение безработицы на открытую и скрытую. В состав скрытой безработицы входят люди, которые:

  • находятся в вынужденных отпусках или вынужденно работают по сокращенному графику;
  • работают, но не получают заработной платы;
  • заняты не в полную силу из-за временного или относительно постоянного отсутствия работы;
  • заняты на работе, которая не требует имеющейся у них квалификации и опыта, при наличии у них желания работать по специальности;
  • не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к работе, однако в течение контрольной недели имеют случайный заработок;
  • не имеют работы, желают работать и готовы приступить к работе, но не ищут работу активно (так называемые разочарованные безработные).

С учетом срока различают следующие виды безработицы: продолжительная (4-8 месяцев), длительная (8-18 месяцев), застойная (более 18 месяцев). Застойная безработица может сопровождаться дисквалификацией работника, потерей им веры в себя и доверия к обществу.

Для России, как и для других стран с переходной экономикой, характерно несовпадение общей и регистрируемой безработицы. Зачастую уровень официально зарегистрированной безработицы не отражает реальную ситуацию в экономике по причине неразвитости институтов занятости. По состоянию на 2017 г. уровень безработицы в Российской Федерации составил 5,2%.

9.3. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Каждый вид безработицы имеет свои причины возникновения. Однако даже в самой благоприятной экономике существует определенное число людей, которые относятся к категории безработных.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости, определяемый потенциальным ВВП). Количественно данный показатель, как правило, составляет 5,5-7,5%. Экономисты используют понятие NAIRU (Non-Accelerating Inflation Rate of Unemployment, или норма безработицы при неускоряющейся инфляции) для обозначения естественного уровня безработицы, акцентируя внимание на том, что данный уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

Среди причин, объясняющих существование естественного уровня безработицы, можно выделить следующие.

1. Существование государственной поддержки безработных. Во многих странах государство гарантирует материальную и иную поддержку безработных, которая может быть выражена в виде денежных выплат (пособий по безработице), программ переобучения и переподготовки, предоставления информации о существующих вакансиях на рынке груда, помощи в трудоустройстве и др. Все это, с одной стороны, направлено на снижение числа безработных, но, с другой стороны, понижает стимулы к трудоустройству у определенной части населения. Гарантированная государственная помощь и поддержка означает, что у человека появляется больше времени на поиск подходящей работы, больше возможностей выбирать. В долгосрочном периоде государственная поддержка безработных приводит к большей сбалансированности между структурой рабочей силы и структурой рабочих мест, помогает снизить естественный уровень безработицы. Однако в краткосрочном периоде подобные программы требуют привлечения значительных денежных средств и существенно увеличивают нагрузку на государственный бюджет. Таким образом, государственная политика поддержки безработных должна проявляться не только в выплате пособий безработным, но и в инвестировании в инфраструктуру рынка труда.

2. «Безработица ожидания» как результат устойчивости (жесткости) заработной платы. «Безработица ожидания» возникает, когда ставка реальной заработной платы выше се равновесного значения, которое устанавливается в точке пересечения функций спроса на труд и предложения труда. В данном случае величина спроса на труд меньше, чем величина предложения труда, а разница между данными величинами - «безработица ожидания». В этой ситуации работники ожидают трудоустройства по ставке оплаты труда, превышающей равновесное значение. Подобный разрыв в уровнях ставок заработной платы может объясняться следующими причинами:

  • установление на государственном уровне минимального значения уровня оплаты труда. Для поддержки населения или его определенных групп государство может установить нижний предел заработной платы, который превышает ее равновесное значение;
  • деятельность профсоюзов, отстаивающих интересы работников. Определение минимального уровня заработной платы может быть зафиксировано в коллективных соглашениях между профсоюзами и предприятиями;
  • нежелание фирм снижать уровень заработной платы по причине боязни потерять наиболее квалифицированные кадры. Снижение заработной платы на предприятии может привести к тому, что в первую очередь наиболее ценные работники примут решение об увольнении, увеличится текучесть рабочей силы, снизится производительность труда, трудовая дисциплина, что, в конечном счете, может привести к снижению прибыли.

Если существование естественного уровня безработицы считается нормальным, то наличие циклической безработицы приводит к серьезным негативным последствиям. Экономические последствия безработицы для конкретного индивида заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего располагаемого дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий), а следовательно, в уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Для общества экономические последствия безработицы состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. В этом случае фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание фактического ВВП от потенциального ВВП рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел советник по вопросам экономики президента Дж. Кеннеди, американский экономист А. Оукен. В начале 1960-х гг. он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закон Оукена»:

где У - фактический ВВП; У* - потенциальный ВВП; u - фактический уровень безработицы; u* - естественный уровень безработицы; (u - u*) - уровень циклической безработицы; β - коэффициент Оукена (β > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Кроме негативных экономических последствий безработицы, существуют неэкономические отрицательные последствия. В частности, безработица приводит к следующим негативным социальным последствиям:

  • спад рабочей активности;
  • увеличение напряженности в социуме;
  • рост числа душевных и физических заболеваний;
  • усугубление криминогенной обстановки;
  • усиление социальной дифференциации и др.

Кроме того, на индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, алкоголизму, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

Однако наряду с негативными существуют и положительные последствия безработицы. К ним относятся следующие:

  • освобождается время для повышения уровня образования и переобучения;
  • формируется запас работников для структурной реконструкции экономики;
  • стимулируется производительность и интенсивность труда;
  • усиливается конкуренция на рынке труда, которая способствует развитию навыков у работников, увеличивает стимулы для повышения квалификации.

9.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА. БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Безработица является серьезной макроэкономической проблемой, выступает одним из показателей макроэкономической нестабильности, поэтому государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Существуют как специфические меры государственной поддержки, направленные на борьбу с определенным видом безработицы, так и общие меры. Для борьбы с безработицей в целом, как правило, используются следующие меры:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (биржи труда).

Для борьбы с фрикционной безработицей могут быть использованы такие специфические меры, как: усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах); создание специальных служб для этих целей.

В качестве специфических мер, направленных на снижение уровня структурной безработицы, можно выделить: создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации; помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Перечисленные выше направления и инструменты не исчерпывают весь список возможных мер. Государство может влиять на безработицу косвенными мерами регулирования рынка труда, в частности путем кредитно-денежной, бюджетно-налоговой политики. Важную роль играет законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и пр. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Основными целями государственного регулирования рынка труда являются:

  • снижение безработицы и обеспечение полной занятости. Как отмечалось выше, основные силы должны быть направлены на снижение циклической безработицы, в то время как сумма фрикционной и структурной безработицы составляет ее естественный уровень, который не опасен для экономики;
  • повышение гибкости рынка груда, под которой понимается скорость, с которой рынок может приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних факторов и условий развития экономики, сохраняя при этом управляемость и стабильность. При гибком рынке труда каждый желающий работать должен найти рабочее место, которое удовлетворяет его потребности.

Государственная политика регулирования рынка труда может быть:

  • активной, когда происходит создание новых рабочих мест, увеличивается число работников бюджетной сферы, реализуются масштабные программы переобучения персонала и повышения квалификации;
  • пассивной, когда вмешательство государства ограничивается выплатой социальных пособий.

В развитых странах приоритет отдается активной государственной политике регулирования рынка труда.

Смотрите также по теме «Макроэкономическая нестабильность»