Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности мы воспользуемся кривой производственных возможностей.

Предположим, что в некоторой экономической системе:

  • выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);
  • количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;
  • уровень технологии задан и не меняется;
  • экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи;

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:

кривая производственных возможностей

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

Альтернативные издержки

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей.

Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

Задача 1. Оценка альтернативной стоимости на примере транспортной задачи.

Пусть из города А в город В можно добраться двумя способами: самолетом и поездом. Стоимость билета на самолет равна 100 у.е., стоимость билета на поезд — 30 у.е.. Нахождение в пути: на самолете -2 часа, на поезде — 15 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека, чей средний доход равен 5 у.е. в час?

Решение: Оценим альтернативные стоимости поездок на самолете и на поезде и сравним их.

  • Самолет: 100(билет) + 5*2(потерянный доход) = 100 у.е.
  • Поезд: 30(билет) + 5*15(потерянный доход) = 125 у.е.

Ответ: при прочих равных условиях более предпочтительным является самолет.

Характер изменения альтернативных издержек

Вы наверное уже заметили что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это связано с тем что изменяя структуру производства (перемещаясь из точки В в точку Г) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов. То есть для производства чуть бОльшего количества ракет нам приходится отказываться от большОго количества потенциально произведенного зерна. Это связано с тем, что выпуск каждой дополнительной ракеты "оплачивается" постоянно возрастающими альтернативными издержками (или другими словами, потерями от непроизводства зерна).

Возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и иногда называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер кривой производственных возможностей. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то кривая производственных возможностей имела бы вид прямой линии.