Индекс Лернера

Конкуренция - это борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

{{section_new_473}}

С точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень конкуренции

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт.

Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов.

Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Очень высокая степень контроля иад ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции.

Производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции.

Очень слабый контроль над ценами

Ценовая и неценовая

По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
  • неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

Антимонопольное регулирование

Частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.

Для совершенно конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки (), может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.

Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

  • P — монопольная цена;
  • MC — предельные издержки.

Монопольная власть

Монопольная власть — это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать.

Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью — это свобода устанавливать цену на свой товар.

Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода МR лежит всегда ниже кривой спроса (рис. 1). Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.

Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической фирмы

Индекс Лернера

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P — MC) / P.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1.

Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0.

При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L = 1.

Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:

L = (P — MC) / P = -1 / Ed,

где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

Например, при эластичности спроса Е = -5 коэффициент монопольной власти L = 0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

Источники монопольной власти

Источники монопольной власти любого несовершенного конкурента, как это следует из выведенной выше формулы, связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:

1. Эластичность рыночного (отраслевого) спроса на продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.

Напомним, что среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
  • долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).

2. Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых "основных игроков". Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 — 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).

3. Взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.

Смотрите также: Микроэкономика