Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Конкуренция - это борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

{{section_new_473}}

С точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень конкуренции

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт.

Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов.

Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Очень высокая степень контроля иад ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции.

Производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции.

Очень слабый контроль над ценами

Ценовая и неценовая

По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
  • неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

Антимонопольное регулирование

Частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.

Концентрация монополистической власти в сфере производства и обращения товаров в различных отраслях неодинакова. В зависимости от уровня развития конкуренции на рынке степень концентрации фирм на данном рынке определяется по-разному.

На олигополистическом рынке концентрация рынка и прогноз поведения фирм-монополистов в отрасли определяются с помощью индекса Херфиндаля.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (I) . При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего.

Индекс представляет собой сумму квадратов долей каждой фирмы на рынке данного товара, расположенных в порядке убывания.

  • IHH- индекс Херфиндаля-Хиршмана;
  • S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
  • S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
  • Sn- удельный вес наименьшего предприятия.

Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.

Если индекс Херфиндаля не превышает 1000, то концентрация рынка считается низкой, а индекс, равный 1800 и выше, говорит о высокой концентрации рынка.

Например, предложение какого-либо товара на рынке обеспечивается всего четырьмя фирмами. Их доли соответственно 50, 25, 15 и 10% рынка. Подсчитаем индекс Герфиндаля:

H = 502 + 252 + 152 + 102 = 2500 + 625 + 225 + 100 = 3451.

На олигополистическом рынке концентрация зависит, прежде всего, от технологии, которая определяет, какой масштаб производства необходим для получения прибыли в рамках всей отрасли, т.е. отраслевой прибыли. Если технология производства такова, что положительный эффект масштаба (т.е. снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) достигается при гораздо большем объеме продукции, чем способна выпустить одна фирма, то монополист или олигополист вынужден делить рынок еще с одним или с несколькими производителями.

Количество фирм на таком рынке зависит от общеотраслевого спроса, который смогут удовлетворить только несколько крупных производителей, способных лишь совместными усилиями добиться общеотраслевой прибыли. В данном случае множество мелких фирм, не имея возможности достичь эффекта масштаба, не смогли бы выйти на низкие издержки, приносящие прибыль. Их продукция была бы слишком дорогой, что может привести к разорению мелких производителей.

Таким образом, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль. К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу.

Вместе с тем олигополисты, разделившие рынок между собой для получения устойчивой прибыли, могут вступить в сговор и более агрессивно отреагировать на появление новых предприятий на отраслевом рынке, поскольку действия новых фирм могут привести к переделу рынка и нарушению сложившейся в отрасли структуры производства и распределения величины прибыли.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты — не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка, поскольку размер прибыли фирмы зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами.

На олигополистическом рынке, если одна из фирм резко снизит выпуск продукции, то цены на продукцию и прибыль олигополистов на этом рынке будут увеличиваться, а если фирма, наоборот, резко увеличит выпуск продукции, то цены на продукцию и размер прибыли остальных олигополистов на отраслевом рынке могут снизиться и вызвать их агрессивную реакцию.

Например, если олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников рынка. Если фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены упадут ниже отраслевого уровня, то это может вызвать агрессивную реакцию остальных олигополистов и снижение размеров их прибыли.

Олигополисты взаимозависимы на товарном рынке, поэтому их несогласованные действия опасны для получения общеотраслевой прибыли. В то же время олигополисты не имеют права договариваться между собой, так как сговор запрещается законом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть и предугадывать поведение конкурентов.

На монополистическом рынке в странах с развитой рыночной экономикой для измерения концентрации рынка используется индекс Герфиндаля — Хиршмана. Этот индекс измеряет концентрацию рынка для 50 наиболее крупных фирм отрасли. Так, в американской экономике индекс Герфиндаля — Хиршмана для рынка мужской обуви равен 380, а женской — 492. Примером рынка с высокой концентрацией могут служить рынок алюминия (2564), меди (2673) и искусственного волокна (2970). Этот индекс также используют для измерения концентрации рынка страховых, банковских, туристических и других видов услуг.

Смотрите также: Микроэкономика