Функция полезности

Потребитель - тот, кто приобретает экономические блага на рынке для удовлетворения собственных потребностей.

Рациональное поведение потребителя - это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.

Полезность - это способность определённого блага удовлетворять человеческие потребности.

{{section_new_302}}

Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того человека, который действительно выбрал наилучший вариант потребительского поведения. Но, к сожалению не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке.

Поэтому каждому необходимо придерживаться рационального поведения, для максимизации полезности потребляемых благ. Быть рациональным потребителем - в интересах каждого человека.

Графическую интерпретация ординалистской теории потребительского поведения опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений и безразличия потребителя.

При увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Предельная норма замещения - норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения - количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе.

Когда вы купите больше продуктов в магазине: когда вы чувствуете голод или же когда вы сыты? Конечно, когда голодны. Но почему? Все дело в том, что каждый товар / услуга обладает определенной полезностью для потребителя (единица измерения полезности - ютиль). Представьте, что вам очень хочется есть. Вы съедаете одну булочку. Желание есть немного ослабевает. Затем вторую булочку, нехотя доедаете третью, а четвертую уже есть не хотите. Каждая последующая булочка обладает для вас меньшей полезностью, чем предыдущая. Данный закон уменьшения полезности экономического блага при насыщении потребности получил название закона убывающей предельной полезности.

Функция полезности

Факторы, влияющие на рациональное поведение потребителя

Выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.

План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния.

Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:

«Эффект сноба». В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.

«Эффект Веблена». Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.

«Эффект предположительного качества». Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.

«Эффект присоединения к большинству». Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».

«Нерациональный спрос». Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.

«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.

Функция полезности — это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.

Функция полезности — это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.

Полезность выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность — понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором — увеличивается.

Общая и предельная полезность

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность — это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность — это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностями существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Этот пример можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 1, 2).

Заштрихованные прямоугольники (рис. 1) показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 1 видно, что темп роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается. Главная функция предельной полезности (рис. 2) будет задавать наклон главной кривой общей полезности (рис. 1).

Рис. 1. Общая полезность

Рис. 2. Предельная полезность

Смотрите также: Микроэкономика