Рынок выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
Рис. 1. Функции рынка
Ценообразующая (Функция саморегулирования)
Согласование производства и потребления, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре: при росте спроса объемы производства расширяются, при снижении — уменьшаются; регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Рынок дает ответ на вопросы: Что? Как? Для кого производить?
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная
Рынок дает объективную информацию о затратах на производство товаров, о количестве, об ассортименте и качестве всех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Регулирующая
Рынок устанавливает оптимальные пропорции в экономике между фирмами, отраслями, регионами, то есть на микро- и макроуровне, за счет расширения или сужения спроса и предложения.
Посредническая
Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда находят друг друга на рынке и посредством рынка обмениваются результатами своей деятельности.
Санирующая (Стимулирующая)
Рынок побуждает производителей создавать необходимые товары с наименьшими затратами и получать более высокую прибыль за счет снижения издержек и внедрения нововведений, то есть речь идет о стимулировании эффективного производства.
