Факторы совокупного спроса и предложения

Совокупный спрос (AD) — это выраженный в деньгах реальный объем конечной продукции, произведенной в обществе, которую все потребители (включая население, предприятия и правительство) готовы купить при каждом возможном уровне цен.

На рис. 1. по вертикальной линии мы рассматриваем не изменение цены на конкретный товар, а изменение уровня цен, по горизонтали — не количество потребляемого определенного продукта, а реальный объем производства не отдельного товара, а всей массы товаров, произведенных в стране. На рисунке видно, что кривая AD имеет отрицательный наклон, что говорит о падении совокупного спроса при росте уровня цен (при этом все другие факторы неизменны). Это связано с тем, что рост уровня цен снижает доходы потенциальных покупателей и, как следствие, сокращается количество производимых покупок или заставляет потребителей переносить свой спрос на более дешевые импортные товары (и наоборот). На объемы совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

Рис. 1. AS — совокупное предложение; AD — совокупный спрос; С — равновесие совокупного спроса и совокупного предложения при данном уровне цен (r1).

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

Эффект процентной ставки. Для производства товаров и услуг производителям необходимо сырье, материалы проч. Для закупки всего необходимого своих денег производителям часто (практически постоянно) не хватает. Для решения этого вопроса предприниматели вынуждены обращаться в банк за кредитами, которые выдаются под проценты. Чем больше спрос на кредиты, тем выше процентная ставка (цена за пользование кредитом). Процент за кредит входит в цену товара, следовательно, цены на товары увеличиваются (уровень цен растет). Складывается экономическая цепочка, при которой рост цен на сырье, материалы увеличивает рост цен на готовую продукцию, для ее приобретения необходимо больше денег, спрос на кредиты возрастает, ставка процента увеличивается. Рост цен и процентной ставки имеет свои пределы, когда совокупный спрос на кредиты начинает падать, что вызывает сокращение производства.

Инфляционная ситуация. Инфляция всегда приводит к обесцениванию денег и росту цен, т. е. реальная покупательная способность денег падает. Накопленные финансовые активы физических и юридических лиц резко сокращаются, что вынуждает потребителей сокращать спрос на товары и услуги.

При снижении уровня цен наблюдается повышение покупательной способности у населения.

Эффект импортных закупок. Вопрос очень актуален для стран, которые вступили или вступают во Всемирную торговую организацию. В страну может поступать огромное количество товаров со всех континентов земного шара из стран-членов этого общества. Происходит усиление конкуренции на сегменте каждого товара. В случае повышение цен на товары, произведенные в данной стране, увеличится приток более дешевого товара из-за рубежа (увеличение импорта), т. к. затраты на производство импортного подобного товара или его заменителя могут быть ниже. Одновременно снизится вывоз товара за рубеж (экспорт), поскольку покупатели других стран будут отказываться от товара, на который цены выросли.

Неценовые факторы

На совокупный спрос оказывают влияния неценовые факторы.

  • увеличение или уменьшение потребительских расходов;
  • изменение в государственных расходах;
  • изменение в налоговой политике государства;
  • изменения в процентной ставке;
  • возможные изменения в ожидаемой прибыли и т. д.

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) — количество товаров и услуг, которое может быть создано и предложено экономикой для реализации при каждом возможном уровне цен.

Факторы совокупного предложения

Ценовые факторы, влияющие на совокупное предложение:

  • изменение уровня цен;
  • изменение в доходах потребителей.

Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение:

  • налоги, взимаемые с производителей;
  • изменение цен на сырье и материалы;
  • изменение цен на товар «рабочая сила»;
  • монопольное положение фирмы на рынке.
Смотрите также: Макроэкономика