Общее определение эластичности
Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.
Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г.
Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.
\(\varepsilon = \frac {x*dy}{y*dx}\)
Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.
Коэффициент эластичности
Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.
Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.
Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.
Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.
Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).
Методы подсчета коэффициента эластичности
При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.
\(E_p^d = ({Q_2-Q_1 \over (Q_2+Q_1)/2}):({P_2-P_1 \over (P_2+P_1)/2})={ \Delta Q \over \Delta P}\)
- \(P_1\) — начальная цена
- \(P_2\) — новая цена
- \(Q_1\) — первоначальный объем
- \(Q_2\) — новый объем
Использование формулы дуговой эластичности дает лишь приблизительное значение эластичности, и погрешность будет тем больше, чем более выпуклой будет дуга АВ.
Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).
\(E = Q'(P) * \frac{ P }{ Q(P) }\)
где:
- \(Q'(P)\) — производная функции спроса (или предложения) по цене;
- \(P\) — рыночная цена;
- \(Q(P)\) — величина спроса (или предложения) при данной цене
Условие: Пусть функция спроса имеет вид \(Q = 4 — 2*P\).
Оценить эластичность спроса по цене, при цене \(P = 1\).
Решение:
- Для подсчета коэффицента эластичности нам необходимо знать \(P, Q\) и \(dQ/dP\).
- При цене \(P = 1\). \(Q = 4 — 2*1 = 2\)
- Первая производная функции спроса \(dQ/dP = — 2\).
- Подставим полученные значения в формулу точечной эластичности и получим \(E = -2*(1/2) = -1\)
Ответ: Экономический смысл полученного значения заключается в том, что изменение цены на 1% относительно первоначальной цены P = 10 приведет к изменению величины спроса в противоположном направлении на 1%. Спрос характеризуется единичной эластичностью
Свойства эластичности
Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести основные свойства эластичности:- Эластичность — это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.
- Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:
- Ed — эластичность спроса по цене;
- Ep — эластичность цены по спросу;
3. В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами может иметь место:
- Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;
- Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;
4. В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:
- E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.
- |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
- E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
- 0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;
- E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;
- прямую эластичность спроса по цене,
- эластичность спроса по доходу,
- перекрестную эластичность спроса,
- эластичность предложения по цене.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
\(E = \frac {dq}{q} : \frac {dp}{p} = \frac {dq*p}{dp*q} = Q'(P) \frac {P}{q}\)
Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
- Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
- Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
- Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.
- ΔQ — изменение величины спроса;
- ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Факторы эластичности спроса
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:- наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
- временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
- доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
- степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
- разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
- важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).
Факторы неэластичности спроса
Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:- Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
- Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
- Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
- Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
- Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
\(E = \frac {dQ}{dl} \frac {I}{Q}\)
В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.
Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).
Перекрестная эластичность спроса
В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
- Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
- Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
- Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.
Эластичность предложения
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.
\(E = Q_s^'(P) * \frac{ P }{ Q_s }\)
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
- ΔS — изменение величины предложения;
- ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Факторы определяющие эластичность предложения
Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:- период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
- для мгновенного периода предложение неэластично;
- для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
- для долгосрочного периода предложение эластично;
2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
3. возможности хранения изготовленной продукции;
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.
Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.