По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая

Ценовая конкуренция — один из древних рыночных методов, который предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. И то, и другое не всегда возможно для каждой фирмы.

Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу между собой, могут на короткое время снизить цены на свою продукцию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Не все фирмы могут себе позволить сократить, а тем более отказаться от прибыли. Они вынуждены прекратить производство данного товара и вложить имеющиеся капиталы в создание нового для себя продукта. Фирма, затеявшая ценовые игры, расширяет свое производство, захватывает большую часть сегмента этого товара и пытается диктовать потребителю свои условия и цены. Такой метод борьбы вытеснения конкурирующих фирм с рынка в науке получил название «ценовые войны».

Этот вид конкуренции довольно часто встречается на продовольственном рынке, рынке предметов домашнего обихода и электроники. В ценовую конкуренцию вовлечены многие магазины продовольственных товаров, косметики и т. д.

В последней четверти XX века интерес к ценовым войнам возрос. Причина этого явления в быстром развитии науки и техники, появлении высоких технологий, позволяющих более рационально использовать ресурсы и, как следствие, снижать себестоимость продукции и цены.

Неценовая

Неценовая конкуренция в условиях современного рынка занимает одно из ведущих мест в деятельности фирм.

Сюда относятся такие проблемы, как качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ремонт, доставка, установка, возможность обменять и сдать товар, подарки, быстро оформленный кредит и т. д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли.

Реклама — это информация потребителю о товаре, его ценах, возможностях. Реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности по цене.