Ценовая и неценовая конкуренция

Конкуренция - это борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

{{section_new_473}}

С точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень конкуренции

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт.

Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов.

Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Очень высокая степень контроля иад ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции.

Производится однородная продукция (незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции.

Очень слабый контроль над ценами

Ценовая и неценовая

Ценовая и неценовая конкуренция

По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

  • ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях;
  • неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

Антимонопольное регулирование

Частная монополия выступает тормозом в развитии экономики государства. Антимонопольная политика, проводимая государством, направлена на защиту и поощрение конкуренции как двигателя развития экономики современного общества. Сегодня практически в каждой стране принято антимонопольное законодательство, задачи которого заключаются в контроле над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение на рынке, контроле над ценообразованием и над процессами концентрации и централизации капитала, защите интересов мелкого и среднего бизнеса, интересов потребителей.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая

Ценовая конкуренция — один из древних рыночных методов, который предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. И то, и другое не всегда возможно для каждой фирмы.

Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу между собой, могут на короткое время снизить цены на свою продукцию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Не все фирмы могут себе позволить сократить, а тем более отказаться от прибыли. Они вынуждены прекратить производство данного товара и вложить имеющиеся капиталы в создание нового для себя продукта. Фирма, затеявшая ценовые игры, расширяет свое производство, захватывает большую часть сегмента этого товара и пытается диктовать потребителю свои условия и цены. Такой метод борьбы вытеснения конкурирующих фирм с рынка в науке получил название «ценовые войны».

Этот вид конкуренции довольно часто встречается на продовольственном рынке, рынке предметов домашнего обихода и электроники. В ценовую конкуренцию вовлечены многие магазины продовольственных товаров, косметики и т. д.

В последней четверти XX века интерес к ценовым войнам возрос. Причина этого явления в быстром развитии науки и техники, появлении высоких технологий, позволяющих более рационально использовать ресурсы и, как следствие, снижать себестоимость продукции и цены.

Неценовая

Неценовая конкуренция в условиях современного рынка занимает одно из ведущих мест в деятельности фирм.

Сюда относятся такие проблемы, как качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ремонт, доставка, установка, возможность обменять и сдать товар, подарки, быстро оформленный кредит и т. д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли.

Реклама — это информация потребителю о товаре, его ценах, возможностях. Реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности по цене.

Смотрите также: Микроэкономика