Пользователи бухгалтерской отчетности

Grandars Экономика фирмы Основы бухгалтерского учета

Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

В ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта формируется для удовлетворения информационных потребностей пользователей этой отчетности, обусловленных объективной необходимостью принятия ими экономических решений.

Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие, менеджеры, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом — участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в том числе поставщики), а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес проявляется в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа этой подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К этой подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи). Пользователи этой подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

  • проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);
  • получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путем обобщения показателей отчетности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики).

Потребности пользователей

Каждый из пользователей финансовой отчетности имеет свои информационные потребности.

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие свой капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым своих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать этот риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли своевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Таблица 1. Пользователи бухгалтерской отчетности, их интересы и цель анализа финансовой отчетности

Группа пользователей финансовой информации

Потребность в информации, позволяющей определить:

Направления анализа финансовой отчетности

Собственники

Уровень доходности капитала и финансовой устойчивости; направления разработки финансовой стратегии компании

Рентабельность, структура капитала; выявление денежных доходов; возможности мобилизации внутренних ресурсов; направления снижения себестоимости продукции; оптимальное распределение и использование прибыли; определение потребности в оборотных средствах; рациональное использование капитала предприятия

Работники и их представители

Стабильность и прибыльность работодателя; способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Степень участия в распределении прибыли, заработанной организацией

Поставщики и подрядчики

Будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы

Платежеспособность

Кредиторы и заимодавцы

Будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и займы и выплачены соответствующие проценты

Ликвидность, платежеспособность, способность организации генерировать положительный денежный поток

Налоговые органы

Поступление налоговых платежей в федеральный и местные бюджеты

Анализ показателей, формирующих налоговую базу организации

Инвесторы и их представители

Текущую и будущую стоимость организации;

рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных инвестиций; возможность и целесообразность распоряжаться инвестициями; способность организации выплачивать дивиденды

Риски на вложенный капитал; эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств

Менеджеры

Значения ключевых финансовых показателей, установленных руководством компании для каждого уровня управления

Анализ факторов, повлиявших на формирование достигнутого уровня ключевых финансовых показателей

Покупатели и заказчики

Возможности продолжения деятельности организации

Платеже- и конкурентоспособность

Общественность в целом

Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях

Анализ социальных показателей отчетности

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации, как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, налогоплательщиков, участников пенсионных схем, которые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты). Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что необходимо для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некоторых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Состав, содержание и форма формирования информации, предоставляемой пользователям, зависят от модели учетной системы. Наиболее известной следует считать классификацию, включающую:

Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);

Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);

Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована).

Рекомендуемые формы отчетности не способны полностью удовлетворить информационные потребности всего спектра пользователей.

Grandars Экономика фирмы Основы бухгалтерского учета
0.185 сек.