Функции бухгалтерской службы
Работа бухгалтерской службы организации основана на Положении о бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя. В этом Положении должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса.
Структура положение о бухгалтерской службе
Положение о бухгалтерии относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации и имеет четко установленную структуру:
- Общие положения
- Цели и задачи
- Функции
- Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)
- Взаимоотношения, служебные связи
- Организация работы.
В разделе «Общие положения» определяются статус бухгалтерии, указывается выбранная форма ведения учета, устанавливаются численность и штат бухгалтерии, перечисляются законодательные и нормативные акты, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.
В разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи бухгалтерского учета в организации.
В разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерию в отношении ведения бухгалтерского учета
функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. В соответствии с перечисленными функциями разрабатываются должностные инструкции для работников бухгалтерии.
Раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» включает в себя должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основании норм Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерекой отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах.
В разделе «Взаимоотношения, служебные связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:
- все структурные подразделения — по вопросам бухгалтерского учета;
- юридическая служба — по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
- кадровая служба — по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т.д.;
- секретариат — по вопросам, связанным с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.
В этом же разделе отражаются внешние связи:
- с налоговыми, статистическими и социальными органами — представление соответствующей отчетности;
- с банковскими структурами — осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии.
Раздел «Организация работы» содержит описание правил внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.
Таким образом, Положение о бухгалтерии — многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок работы бухгалтерской службы организации. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.
Функции и задачи бухгалтерской службы
Функции, выполняемые бухгалтерской службой, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Задачами бухгалтерской службы являются:
- организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
- поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор оптимального их сочетания;
- своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
- эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;
- сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала;
- обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.
Конкретными формами решения задач бухгалтерской службы является разработка учетной политики, среди элементов которой:
- финансовая политика;
- кредитная политика;
- политика управления денежными потоками;
- амортизационная политика;
- дивидендная политика;
- политика формирования доходов и расходов;
- налоговая политика;
- разработка организационно-распорядительных документов (Положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);
- составление графика документооборота организации;
- создание номенклатуры дел и организация хранения документов;
- формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
- создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма учетного процесса).
Исходя из этих задач можно выделить основные функции бухгалтерской службы организации:
1. ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;
2. организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе между подразделениями организации, в целях обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при совершении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов по утвержденным нормам, нормативам и сметам; для осуществления предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров действующему законодательству, последующего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций и первичных бухгалтерских документов в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
3. оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.
Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входят:
- обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования;
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации;
- начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, проведение расчетов с работниками;
- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
- своевременное проведение расчетов с налоговыми органами;
- участие в инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
- проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
- широкое применение современных средств автоматизации учета;
- составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности;
- ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящимся к компетенции бухгалтерской службы;
- хранение документов (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.