Grandars.ru » Бухгалтерский учет » Основы бухгалтерского учета »

Профессиональная этика бухгалтера

Этика профессионального бухгалтера

Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой профессиональными бухгалтерами. Профессиональный подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны. Следовательно, профессия бухгалтера общественно значима. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов. Обязанности профессионального бухгалтера заключаются в удовлетворении потребностей не только отдельного клиента или работодателя, но и всего общества.

Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае, если они будут предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, полностью оправдывая общественное доверие, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Именно поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень. Учитывая необходимость установления этих требований, Международная федерация бухгалтеров в 1998 г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Действующий Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из трех частей:

  • часть А применяется ко всем профессиональным бухгалтерам;
  • часть В применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
  • часть С применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.

Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, обеспечении наилучших результатов работы и в целом — в выполнении требования соблюдать общественные интересы. Для достижения этих целей необходимо соблюдать следующие четыре основные требования:

1. Достоверность. В обществе существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.

2. Профессионализм. Есть потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.

3. Качество услуг. Нужна уверенность в том, что все услуги, оказанные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.

4. Доверие. Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.

Кодекс может служить образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет ряд принципов, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований разных стран. На базе Кодекса разработан Кодекс этики члена ИПБ России, который претерпел изменения и в настоящее время действует редакция, вступившая в силу с 1 января 2008 г.

Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров в современных российских условиях дополняет административные и экономические механизмы. Его роль будет неуклонно возрастать по мере экономического развития страны и роста числа профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Кодекс этики членов ИПБ состоит из трех разделов:

I. Введение

II. Модель поведения профессионального бухгалтера:

  • Основные принципы
  • Подход, основанный на модели
  • Угрозы и меры предосторожности
  • Этические конфликты и их разрешение

III. Применение модели поведения в конкретных ситуациях:

А. Публично практикующие профессиональные бухгалтеры

  • Общие положения
  • Финансовая заинтересованность
  • Кредиты и гарантии
  • Тесные деловые отношения с клиентом
  • Семейные и личные отношения
  • Длительные контакты старшего персонала с клиентом
  • Активы, доверенные клиентом
  • Оплата и расценки
  • Подарки и знаки внимания
  • Настоящее или будущее судебное разбирательство

Б. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму:

  • Подготовка информации и представление ее в отчетности
  • Необходимый уровень квалификации
  • Финансовая заинтересованность
  • Провокации.

Цели Кодекса этики члена ИПБ России заключаются в следующем:

  • установление основных принципов, которые должны соблюдаться членами ИПБ России (руководителями профессиональных организаций, наемными бухгалтерами, работающими по договорам лицами учетной профессии);
  • определение правил поведения членов ИПБ, возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально) и работающих по найму в профессиональных организациях;
  • установление порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям указанных принципов и правил поведения.

Положения Кодекса этики члена ИПБ России обязательны для всех членов этой организации. В нем определены фундаментальные принципы и требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, достоверность, профессионализм, высокое качество услуг, уверенность и др.

Кодекс этики члена ИПБ России во многом соответствует международному Кодексу, поскольку создан на его основе, но отражает национальные особенности хозяйственной деятельности России.