Этапы создания кредитных организаций

Предварительный этап предназначен для согласования с ЦБ РФ названия будущей кредитной организации. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в ЦБ РФ запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации.

ЦБ РФ в течение 3 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.

Подготовка и подписание учредительных документов. На этой стадии происходит подписание учредительного договора и устава.

Кредитная организация должна иметь учредительные документы, предусмотренные гражданским законодательством для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Для акционерных обществ — это устав, для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью — учредительный договор и устав.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.

Государственная регистрация. Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:

  • заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • учредительный договор и устав;
  • бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации;
  • документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
  • копии государственной регистрации учредителей, аудиторские заключения;
  • документы, подтверждающие источники происхождения средств;
  • анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, а также на должности тех же лиц филиалов кредитных организаций.

Получение лицензии на осуществление банковской деятельности. Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной организации возникнет после получения лицензии. Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации ЦБ РФ в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год.