Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:
рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
изучение кредитоспособности клиента;
подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;
формирование резерва на возможные потери по ссудам;
контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита (сопровождение кредита);
работа банка с проблемными ссудами.
Рассмотрение кредитной заявки
Основание для начала всей многогранной работы в рамках кредитной операции — поступление в банк кредитной заявки от клиента (в данном случае имеется в виду клиент — юридическое лицо, т.е. предприятие или организация). В ней должны содержаться как минимум следующие сведения:
- цель кредита:
- размер кредита;
- срок кредита:
- предполагаемое обеспечение;
- источники погашения кредита;
- краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.
Следующий этап работы над заявкой — этап переговоров с заявителем.
Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности, в том числе на следующие:
- продукция и услуги, которые организация предлагает на рынке;
- основные финансово-экономические характеристики заявителя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на производимую продукцию, проводимая ценовая политика);
- основные поставщики и покупатели;
- каналы и способы реализации продукции (услуг).
Изучение кредитоспособности
Затем следует этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений самого банка. Такой анализ может состоять из следующих шагов:
- анализ полноты и достоверности документов заемщика;
- анализ информации о заемщике;
- общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;
- анализ кредитуемой хозяйственной операции;
- анализ обеспеченности кредита;
- оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;
- установление рейтинга заемщика.
Шаг 1. Анализ документов на полноту и достоверность включает:
- проверку надлежащего оформления документов и достоверности содержащихся в них сведений (при наличии любых сомнений следует предложить заявителю представить иные документы);
- подготовку заключения, в котором содержатся: правовая оценка рассмотренных документов, подтверждение правоспособности юридического лица и полномочия лиц, выступающих от лица заемщика.
Шаг 2. Анализ информации о заемщике означает подготовку заключения, в котором необходимо отразить: I) зарегистрирован ли претендент на кредит надлежащим образом: 2) является ли он участником судебных разбирательств; 3) имеет ли он какие-нибудь связи с криминальными структурами; 4) были ли факты умышленного неисполнения им своих обязательств.
Шаг 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, который в общем случае предполагает: общий анализ ее активов (структура активов по уровню ликвидности, структура, оборачиваемость и динамика запасов и затрат, дебиторской и текущей кредиторской задолженности); анализ ликвидности; анализ финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, финансового, операционного. производственного «рычагов», обеспеченности оборотных средств собственными источниками); анализ задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, по другим обязательным платежам; анализ иных показателей финансового состояния (коэффициенты износа основных фондов и т.д.); анализ выручки от реализации продукции (источники и динамика поступлений от реализации); анализ рентабельности оборота, активов и капитана; анализ движения денежных средств (размер и динамика среднемесячных поступлений денег на счета организации); прогнозную оценку денежных потоков; сравнение оценочных показателей со среднеотраслевыми или с показателями аналогичных организаций (предприятий).
Банк должен также проанализировать: кредитную историю клиента (если он обслуживался в данном банке); длительность кредитных взаимоотношений клиента с другими банками; дисциплину платежей клиента банкам (при наличии просроченной задолженности банкам выясняются ее размер и срок); масштабы операций, которые проводит клиент.
Следует также выяснить: долю клиента на рынке; ценовую политику клиента; устойчивость спроса на его продукцию (услуги); экономическое состояние отрасли (подотрасли) заявителя; динамику его развития в отрасли (подотрасли); экономические перспективы региона, в котором работает клиент.
Шаг 4. Анализ кредитуемой операции. Здесь необходимо показать экономическую обоснованность операции и ее технико-экономическую осуществимость.
Шаг 5. Анализ обеспеченности испрашиваемого кредита состоит в стоимостной оценке предлагаемого обеспечения, в оценке его ликвидности и юридической чистоты.
Шаги 6 и 7. Анализ кредитоспособности. т.е. оценка возможности и желания потенциального заемщика вовремя и с причитающимися процентами вернуть кредит, и на этой основе — расчет конкретного лимита кредитных рисков на данного заявителя, а также установление кредитного рейтинга заявителя. Эту работу каждый банк проводит по методикам, адаптированным к его особенностям.
Проверка документов
Оценка потенциального заемщика банка заключается в проверке не только его финансового положения, но и многих других аспектов, т.е. требует комплексного подхода. Важное место в этом непростом деле занимает проверка предоставляемых им в банк документов и информации. При этом нельзя верить всему, что написано.
Подделка документов — не такое уж редкое явление. Основных видов подделок два: внесение в подлинный документ записей, не соответствующих действительности; фальсификация в форме изготовления (составления) полностью «подлинного» документа. Наиболее часто встречаются следующие умышленные искажения документов.
Лимит кредитования
Размер кредита связан с двумя факторами: потребностью клиента в заемных средствах и его возможностями погасить ссудную задолженность в полном объеме. Соответственно величина потребности клиента в заемных средствах должна быть соизмерена с потенциальной возможностью возврата ссуды. Для согласования этих величин целесообразно рассчитывать два показателя: 1) лимит потребности клиента в заемных средствах и 2) лимит кредитного риска заемщика (лимит ссуды).
Сопровождение кредита
После подписания всего комплекта кредитной документации наступает этап выдачи кредита.
Но, выдача кредита — только начало работы банка с клиентом. За выданным кредитом, его использованием (в случае целевого кредита) и возвратом (периодические процентные платежи в соответствии с графиком, если таковые предусмотрены, и возврат основной суммы кредита), наличием и состоянием залога, за сохранением соответствия условий кредита, зафиксированным в кредитном и других договорах, рыночным условиям и т.д.. за изменением финансового состояния заемщика в целях своевременного реагирования на негативные изменения в его положении, которые могут повлиять на способность заемщика погасить кредит, нужен адекватный контроль в форме мониторинга на протяжении всего срока кредита. Конечная цель данного контроля (мониторинга) — обеспечение возврата банку кредита в установленный срок в полном объеме вместе с начисленными процентами.
Важнейшая часть процесса рассматриваемого мониторинга — постоянный контроль за финансовым положением заемщика — юридического лица. Такой контроль может состоять как из периодического анализа финансовой отчетности компании (например, на ежеквартальной основе но мере появления квартальных финансовых отчетов), так и при постоянных встречах с клиентом.
Проблемные кредиты
В принципе существует три основных способа работы с проблемными кредитами, которые не удалось сделать непроблемными: взыскание кредитных долгов собственными силами банка. Это могут делать кредитное подразделение, служба экономической безопасности или специально созданная в банке собственная служба по работе с такими кредитами; передача кредитных долгов на взыскание в специализированное коллекторское агентство; продажа кредитных долгов.