Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним.
Таким образом, факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.
Термин «факторинг» (от англ. factor) — агент, посредник, маклер.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
- факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
- клиент (кредитор, поставщик товара);
- предприятие (фирма) — покупатель товара.
Функции и преимущества факторинга
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:
- во-первых, финансирование оборотного капитала;
- во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
- в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.
Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.
Виды факторинга
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
- факторинг с финансированием и без финансирования;
- открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
- без права регресса и с правом регресса;
- внутренний и международный и т.д.
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услуги фактор-посредник получает: комиссионные (за инкассацию счетов), обычно это 0,75-3% стоимости сделки; процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора- посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете- фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинге правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.
Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международным) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги:
- ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности;
- осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров;
- осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов, и его называют конвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:
- с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
- занимающиеся спекулятивным бизнесом;
- производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
- работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
- реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
- практикующие бартерные сделки.