Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.
К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.
Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:
- управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
- управление персоналом.
Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.
Функции и принципы банковского менеджмента
Банковский менеджмент является очень широкой дисциплиной, охватывающей методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, в связи с чем излагают два элемента банковского менеджмента:
- управление кредитным портфелем банка;
- банковский маркетинг.
Функции банковского менеджмента:
- выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
- координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
- организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
- учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
- учет нормативных требований Центрального Банка;
- ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
- оптимизация доходности и рисков банковских операций;
- сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.
Содержание процесса управления кредитной организацией:- постановка целей;
- анализ управленческой деятельности;
- прогнозирование;
- планирование;
- организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
- мотивация деятельности персонала;
- мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента
Виды банковского менеджмента:
- стратегический (общий);
- финансовый;
- менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент — управление финансово — экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
- управление капиталом;
- управление активами и пассивами;
- управление ликвидностью;
- управление доходностью;
- управление банковскими рисками.
Менеджмент персонала — управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.